МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Бондарович А.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.В., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.В., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование теоретических представлений о правовых основах формирования туристского продукта обслуживания иностранных и российских туристов при отправке и приеме на отечественных и зарубежных дестинациях;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-9 способностью использовать навыки природоохранного и социально-экономического мониторинга, комплексной географической экспертизы, эколого-экономической оптимизации на разных уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормативные документы регулирующие процесс создания, продвижения и реализации национального туристского продукта России.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать существующие судебные прецеденты в России при урегулировании спорных ситуаций в туристской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска, анализа и применения нормативно-правовых источников для организации турагентской и туроператорской деятельности по направлению выездной туризм, а также внутренний и въездной в РФ, а также навыками урегулирования спорных ситуаций в туристкой деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Понятие, предмет и основные принципы института международного туристского права
1.1. Понятие, содержание и предмет международного туристского права. Источники института международного туристского права. Основные принципы института международного туристского права. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Правовое положение иностранцев при международном передвижении. Правовой статус туриста и международного путешественника. Правовые формы туризма и путешествий в международном общении Лекции 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Многосторонние международные договоры в области туризма и международных путешествий. Виды контрактов в сфере туризма и международных путешествий. Организация Объединенных Наций – координатор правовой деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма. Всемирная организация туризма Практические 8 4 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Понятие и сущность туристского права. История туристского права. Источники туристского права. Туристские правоотношения Практические 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Аналитический обзор в письменном виде по теме: «Международное право в туризме». Сам. работа 8 14 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Правовые формы осуществления деятельности в сфере туризма
2.1. Правовой статус субъектов деятельности в сфере туризма. Юридическая ответственность за нарушения в туристской индустрии Лекции 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в сфере туризма. Организационно-правовые формы деятельности в туризме Лекции 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Правовое регулирование использования и охраны туристских ресурсов. Правовое регулирование создания, обеспечения функционирования и использования объектов туристской индустрии. Правовое регулирование создания, обеспечения функционирования и использования объектов инфраструктуры туризма Практические 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Правовые формы осуществления деятельности в сфере туризма Сам. работа 8 15 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Государственное регулирование туризма
3.1. Общая характеристика правового регулирования туристской деятельности. Договоры в сфере туристской деятельности. Публичная организация туристской деятельности. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. История и современное состояние государственного регулирования в России. Основные законы, регулирующие сферу туризма в России. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Правовое регулирование гостиничной деятельности и оказания услуг общественного питания в РФ. Правовое регулирование санаторно-курортной деятельности в РФ. Правовое регулирование туристских перевозок в РФ. Лекции 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Правовое регулирование турагентской и туроператорской деятельности в РФ. Практические 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Обязательственное право в туризме. Виды договоров в туризме. Практические 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Разрешение споров и претензионная работа в сфере туризма. Судебная практика в туризме. Несостоятельность (банкротство) в сфере туризма. Уголовные преступления в сфере туризма(мошенничество). Практические 8 2 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Аналитический обзор в письменном виде по теме: «Государственное регулирование туризма». Сам. работа 8 15 ОК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буравлев С.Н. Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма. Ч. 1 : Правовое обеспечение предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение туризма: учебник М.: Федеральное агентство по туризму, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайленко Ю. А Основы права: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Арефьев В. Е Безопасность туризма и туристской дестинации : монография Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www. ratanews.ru/statistics/
Э2 www.lmd.unwto.org
Э3 Курс в Moodle «Правовые основы туристской деятельности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Правовые основы туристской деятельности»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Правовые основы туристской деятельности» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Правовые основы туристской деятельности» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Правовые основы туристской деятельности» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Правовые основы туристской деятельности» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Правовые основы туристской деятельности»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.