МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пространственное планирование с основами территориального проектирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Пространственное планирование с основами территориального проектирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство обучающихся с технологическими и правовыми аспектами пространственного планирования и основами территориального проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении
ПК-1 способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования
ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и теоретические основы географии, подходы и методы комплексных географических исследований, основные принципы пространственного и территориального планирования, современные проблемы пространственного планирования и территориального проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и оценивать результаты исследований при разработке схем территориального планирования, разрабатывать содержание проектной документации, разрабатывать рекомендации по территориальному планированию, провести социально-экономическую и комплексную природно-экологическую оценку территории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом разработки рекомендаций для обеспечения устойчивого развития территорий, нормативно-правовыми основами пространственного планирования и территориального проектирования в России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы пространственного планирования и территориального проектирования
1.1. Понятие, предмет и задачи пространственного планирования и территориального проектирования Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
1.2. Правовой аспект территориального планирования в России Практические 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
1.3. Структура и содержание территориального планирования. Типы, виды и уровни планирования. Правовые основы территориального планирования. Процесс планирования. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Виды документов территориального планирования
2.1. Виды и содержание документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Роль географии и ее методов в создании схем территориального планирования Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
2.2. Подготовка и утверждение схем территориального планирования различного иерархического уровня Порядок согласования проекта схемы территориального планирования различного иерархического уровня. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
2.3. Проблемы реализации схемы территориального планирования соответствующей административно-территориальной единицы РФ. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Основные положения географии расселения в территориальном планировании
3.1. Понятие расселения. Результат процесса расселения. Виды расселения. Формирование городского населения. Формирование сельского населения. Типы расселения. Функциональные взаимосвязи населенных мест. Автономный тип расселения. Взаимосвязанный тип расселения. Системы расселения. Групповые системы населенных мест Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
3.2. Расселение. Типы расселений. Формирование городского и сельского населения. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: выбор места для нового населенного пункта, ознакомление с заданием на проектирование. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
3.3. Расселение. Понятие. Типы расселений. Формирование городского и сельского населения Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Географический анализ территории
4.1. Теоретические и методологические основы эколого-географического анализа Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
4.2. Природно-ландшафтная дифференциация территории и структуры использования земель. Практические 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
4.3. Рекомендации по улучшению экологической обстановки и совершенствованию системы природопользования в отдельных регионах России Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Районная планировка
5.1. Исторический аспект районной планировки. Понятие районной планировки. Процесс урбанизации. Понятие планировочной структуры территории. Элементы структуры объекта районной планировки. Цель функционального зонирования в процессе районной планировки. Характеристика природных условий по степени благоприятности для градостроительства. Перспективная численность населения города. Группы трудовых ресурсов. Расчет перспективной численности населения. Расчет численности семей. Расчет потребности жилого фонда Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
5.2. История районной планировки. Процесс урбанизации. Планировочная структура. Функциональное зонирование. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет перспективной численности населения, расчет количества семей, расчет потребного жилого фонда (по типам домов). Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
5.3. Урбанизация. Районная планировка. Исторический аспект. Функциональное зонирование. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Структурная организация города. Селитебная зона населенного пункта особенности проектирования
6.1. Понятия «квартал», «микрорайон», «жилой район». Проектирование селитебной зоны. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
6.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет культурно-бытового строительства, расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков, составление списка проектируемых жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового обслуживания. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
6.3. Структурная организация города. Селитебная территория. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Промышленная зона населенного пункта, особенности проектирования
7.1. Структурная организация промышленной территории. Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
7.2. Структура промышленной территории. Состав городского промышленного района. Транспортное обслуживание промышленных территорий. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет производственных зданий и сооружений, составление списка зданий и сооружений производственного назначения. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
7.3. Структурная организация города. Промышленная территория. Состав городского промышленного района. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Структурная организация города. Коммунально-складская зона населенного пункта, особенности проектирования
8.1. Структурная организация коммунально-складской зоны. Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
8.2. Размещение складов. Состав территорий складских и коммунально-складских районов. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет территории, расчет потребной территории для селитебной, производственной зоны. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
8.3. Структурная организация города. Коммунально-складская зона. Размещение складов. Состав территорий складских и коммунально-складских районов. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Функциональное зонирование .
9.1. Теоретические основы функционального зонирования. Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
9.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: разработка общей схемы планировки, функциональное зонирование населенного пункта». Практические 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
9.3. Функциональное зонирование Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 10. Раздел 10. Транспортная инфраструктура города. Внешний и внутренний транспорт
10.1. Зона внешнего и зона внутреннего транспорта Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
10.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: проектирование планировки и застройки жилой зоны, отработка системы уличной сети, решение архитектурно-планировочной композиции жилой зоны, проектирование и размещение участков приусадебных и блокированных жилых домов, организация жилых территорий с домами участковой и безучастковой застройки Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
10.3. Транспортная инфраструктура. Внешний транспорт. Понятие. Виды. Внутренний транспорт. Понятие. Виды. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 11. Раздел 11. Пригородная зона
11.1. Понятие пригородной зоны. Условия ее размещения. Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
11.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка участков общественного назначения (при административно-торговых учреждениях, детских и учебных заведениях, спортивно-парковой территории). Практические 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
11.3. Пригородная зона. Понятие. Принципы проектирования пригородной зоны. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 12. Раздел 12. Генеральный план
12.1. Генеральный план города на при-мере генерального плана городского округа г. Барнаула Алтайского края Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
12.2. Анализ Генерального плана города Барнаула, выявление его слабых и сильных сторон. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка и застройка производственных комплексов, размещение комплексов в границах зоны, размещение зданий и сооружений в комплексах, комплексы крупного рогатого скота, теплично-парниковый комплекс, складской комплекс, машино-ремонтный комплекс, строительный комплекс, конный рабочий двор, нефтебаза Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
12.3. Генеральный план города. Генерального плана города Барнаула, выявление его слабых и сильных сторон Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 13. Раздел 13. Градостроительное зонирование
13.1. Понятие градостроительного зонирования. Градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки. Виды территориальных зон. Разрешенное использования земельных участков. Предельные минимальные (максимальные) размеры земельных участков. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
13.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: технико-экономическая оценка проекта, абсолютные натуральные технико-экономические показатели, относительные натуральные показатели. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
13.3. Градостроительное зонирование Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Груздев Территориальное планирование: Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории : учебное пособие Н. Новгород : ННГАСУ, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427590
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.М. Пищулов Методология формирования моделей взаимодействия человека с окружающей средой: монография Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018 znanium.com
Л2.2 Котенко, И.А. Основные этапы планировки городских территорий : учебное пособие Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143483
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: О. Н. Барышникова, Р. С. Неприятель, К. Е. Никифоров Эколого-географическое прогнозирование: учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека строительных документов (СНиПы) libgost.ru
Э2 Курс в Moodle «Пространственное планирование с основами территориального проектирования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Пространственное планирование с основами территориального проектирования»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Пространственное планирование с основами территориального проектирования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Пространственное планирование с основами территориального проектирования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Пространственное планирование с основами территориального проектирования» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Пространственное планирование с основами территориального проектирования» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Пространственное планирование с основами территориального проектирования»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.