МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильМониторинг и планирование окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_МиПОС-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение основных методологических положений управления развитием региона.
Изучение теоретических основ формирования и функционирования экономики региона.
Анализ подходов, целей, задач и основных принципов формирования государственной региональной политики, а также основных инструментов ее проведения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации региональ-ных программ как инструмента регулирования регионального развития.
Развитие представлений о роли специфических условий отдельных регионов при вы-работке основных направлений региональной политики.
Приобретение студентами навыков работы с фактическим материа-лом.статистическими данными, умение их анализировать применительно к проблемам территориальной организации производительных сил и регионального развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
ПК-5 владением знаниями об истории географических наук, методологических основах и теоретических проблемах географии и подходах к их решению в исторической ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и использовать фундаментальные географические представления в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.тенденции социально-экономического развития регионов, сущность современных экономических условий регионального развития в России.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать статистические материалы характеризующие состояние экономики региона, развитие и размещение производительных сил в региональном разрезе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления причин региональных проблем, и навыками прогнозирования регионального развития, при выборе политики того или иного вектора развития территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность региональной политики.
1.1. Объект, цели, задачи, актуальность. Содержание и специфика проводимой региональной политики. Виды региональной политики. Региональная политика как часть национальной стратегии социально-экономического развития. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Становление региональной политики в России. Пути совершенствования государственной региональной политики в России. Региональная политика: содержание, специфика, этапы становления в России и за рубежом. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Научные подходы к региональной политике. Пространственно-временной, генетический, геосистемный, воспризводственный, проблемный и геополитический подходы. Методы региональных исследований. Методы моделирования. Сравнительно-географические, статистические, циклические и программно-целевые методы. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Теоретическая база региональной политики.
2.1. Обусловленность региональных процессов. Виды и уровни территориального разделения труда. Территориальная структура хозяйства, направление региональной политики, структура региональной политики. Эволюция факторов размещения. Принципы размещения и территориальной организации производства. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Валовой региональный продукт. Индексы развития территории. Человеческий капитал регионов. Накопленные основные фонды, темпы развития регионов. Показатели социального развития субъектов РФ. Уровень развитости промышленного, аграрного и сектора услуг. Состояние образования, медицины и управления. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Динамика регионального развития России.
3.1. Противоречия развития экономики дореволюционной России размещение хозяйства в дореволюционной России. Масштабы и уровень развития экономики СССР и РСФСР. Экономика страны на пороге экономических преобразований. Природно-географические факторы в развитии экономики регионов России. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Факторы, оказавшие влияние на региональное развитие в трансформационный период. Динамика населения. Динамика объема производства и инвестиций. Занятость и доходы населения в трансформационный период. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Динамика регионального развития России. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Межрегиональные различия России.
4.1. Проблемные регионы: понятие и классификация. Кризисные регионы. Отсталые регионы. Депрессивные регионы. Приграничные регионы. Регионы Севера. Варианты и способы выхода из кризиса регионов. Мировой опыт решения проблем депрессивности. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Роль городов в хозяйстве региона. Притяжение инноваций хозяйственными центрами.Возникновение и «выращивание» точек роста в регионе.Влияние центральных мест региона на его периферию.Проблемы современных мегаполисов. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Исторические предпосылки межрегиональных различий в России. Причины кратного различия хозяйственного потенциала территорий страны. Динамика межрегиональных политических, экономических и социальных различий. Проблемы диспаритета в развитии российских регионов. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Регион как пространство неодинаковых природно-географических и социально-экономических условий. Исторический и политический факторы внутрирегиональных диспаритетов. Проблемы, возникающие в связи с неравнозначным развитием близлежащих местностей.Перспективы уменьшения внутренних социально-экономических различий в регионах. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Специфика социально-экономической ситуации в северных регионах.
5.1. Северные регионы в мире: их хозяйственная и геополитическая роль. Проблемы освоения северных территорий. Специфика работы хозяйственного механизма в зонах холода .Социальная география районов Севера. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Налоги как основа любого социального регулирования.Перераспределение средств между бедными и богатыми секторами общества.Механизмы межбюджетных отношений.Проблемы формирования правильной стратегии в определении приоритетов развития регионов. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Региональная экономическая политика государства.
6.1. Цели и задачи.Нормативная правовая база.Институциональная структура.Средства реализации региональной экономической политики. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Причины возникновения территорий с особым экономическим статусом.Свободные экономические зоны.Закрытые административно-территориальные образования.Позитивные и негативные моменты существования районов с отличным экономическим регулированием. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Основные концепции регионального развития страны.Ресурсы для экономического прорыва регионов. Взаимоотношения регионов-доноров и регионов-реципиентов.Связь экономики с политическим вектором развития общества.Роль отдельных регионов в хозяйственном комплексе страны. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Этапы региональной политики.Экономическое районирование СССР.Программно-целевые ТПК и народнохозяйственные зоны. Территориальные общественные системы. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.5. Роль федеральных инвестиций в развитии регионов.Доходность, рентабельность государственного финансирования в регионах.Идеология финансовой помощи центра.Результаты инвестиционной деятельности правительства в регионах. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Сибирь и Дальний Восток как объекты региональной политики.
7.1. Отличительные особенности регионов в федеральной региональной политике.Основные направления, задачи региональной политики в Сибири и на Дальнем Востоке.Результаты проведенной региональной политики на данных территориях. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Особенности Алтайского края как региона России.Основные направления региональной политики по отношению к краю.Методы проведения региональной политики. Идеология региональной политики.Результаты региональной политики.Региональная политика, краевой центр, и его отношение к сельским районам. Лабораторные 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Алтайский край. Федеральная политика по отношению к Алтайскому краю. Межрайонные различия и пути их преодоления. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Перспективные направления региональная политики в России и мире.
8.1. Главные приоритеты региональной политики в стране.Изменение методов и методологии проведения региональной политики.Финансовые, идеологические, властные и иные ресурсы новой региональной политики.Определение результативности проведенной региональной политики. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Эволюция региональной политики в развитых странах. Становление региональной политики в развивающихся странах.Институциональный механизм осуществления региональной политики.Роль государства.Формы, методы и средства реализации региональной политики. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Клевцова М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.А. Дергачев; Л.Б. Вардом-ский. Регионоведение: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Н.В. Бозо Региональная экономика: Учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики http:// www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Официальный сайт правительства России www.gov.ru
Э4 Приоритетные национальные проекты www.rost.ru
Э5 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э6 Гарант ivo.garant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Региональная политика»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Региональная политика» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Региональная политика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия по дисциплине «Региональная политика» не предусмотрены.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные занятия помогаю студентам в изучении и закреплении знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса (или его раздела), кроме этого выполнение лабораторных работ позволяет применять изученный материал на практике.
При подготовке к лабораторным занятиям по курсу «Региональная политика» студенты должны:
- получить индивидуальное задание от преподавателя и ознакомиться с указаниями по его выполнению;
- в соответствии с изучаемой темой подготовить материал для проверки;
- лабораторная работа включает несколько обязательных разделов. В первом разделе определяется цель, задачи исследований и объект изучения. Во втором разделе поясняется методика или метод, который используется при выполнении работы. Он может быть взят из учебника, учебного пособия, либо выбран самим автором, в результате знакомства с литературными источниками. В третьем разделе дается подробное описание результатов работы.
Лабораторные занятия выполняются в специальной тетради для лабораторных и прак-тических работ, а также фиксируются в виде отчетных материалов (файлов) и сохраняются на сетевой студенческий ресурс: Geo-nt\\Stud\номер_курса\номер_группы\фамилия_студента.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Региональная политика» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Региональная политика»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.