МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система государственного и муниципального управления территориями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.-х.н., профессор кафедры экономической географии и картографии , Татаринцев В.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Система государственного и муниципального управления территориями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов общего представления о государственном и муници-пальном управлении территориями в Российской Федерации,
получение знаний территории как социально-экономической системе, ее природно-ресурсном потенциале;
изучение специфики функционирования системы органов государственного и му-ниципального управления территорией, формирования стратегий развития террито-рии региона (муниципального образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
ПК-3 способностью использовать знания нормативной базы и методик разработки проектных решений в землеустройстве и кадастрах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия управления территориями, нормативно-правовые акты, регулирующие государственное и муниципальное управление территориями, порядок взаимодействия и компетенции государственных органов и органов местного самоуправления по управлению территориями, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность системы государственного и муниципального управления территориями, порядок проведения основных процедур при расчете показателей эффективности систем управления территориями.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать профессиональной терминологией, использовать результаты SWOT-анализа социально-экономического развития муниципального образования, рассчитывать значение показателей, характеризующих различные стороны развития территорий, подбирать методы управления под объекты управления, рассчитывать эффект о принятых решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными принципами управления территориями, основами составления документов перспективного планирования использования территорий, навыками составления программ развития территорий, содержанием основных документов территориального планирования, навыками составления документов территориального развития, навыками определения перспектив использования территорий в зависимости от конкретных условий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Территория как социально-экономическая система и объект управления.
1.1. Понятие территории, элементы ее составляющие. Территориальное устройство РФ (ФО, Субъекты РФ, МО). Конституционные принципы федеративного устройства. Типы регионов. Типы муниципальных образований. Лекции 8 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Функции, выполняемые территорией. Селитебная функция, промышленная, культурно-бытовая, торговая и др. Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Территория как социально-экономическая система и объект управления. Сам. работа 8 11 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы управления территориями.
2.1. Понятие управление территорией. Управление функционированием и управление развитием территорий. Признаки территориального развития. Основные подходы к управлению территориальным развитием. Муниципальный подход. «Инженерный» подход. Градоведческий подход. Системный подход. Концепция местных сообществ. Системный корпоративный подход. Лекции 8 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Модели управления территориями за рубежом. Система муниципального управления в Великобритании. Система муниципального управления в США. Система муниципального управления во Франции. Система муниципального управления в Германии. Общее и особенное в зарубежном опыте муниципальногоуправления. Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Теоретические основы управления территориями. Сам. работа 8 11 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Система органов государственного и муниципального управления территориями и нормативно-правовое регулирование их деятельности.
3.1. Нормативно-правовое регулирование управления территориями на федеральном уровне. Система органов государственного управления территориями. Федеральный уровень. Региональный уровень. Разграничение полномочий в области управления территориями между федеральными и региональными органами государственной власти. Принципы разграничения государственных и муниципальных земель. Муниципальные органы управления земельными ресурсами. Их структура, цели и задачи. Лекции 8 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Система органов государственного и муниципального управления территориями в Алтайском крае. Федеральные органы государственного управления территориями. Управление Росреестра по алтайскому краю. Функции и полномочия. Региональные органы управления территориями. Администрация Алтайского края. Главное управление имущественных отношений Алтайского края. Алтайское краевое законодательное собрание. Муниципальные органы управления территориями. Администрация города Барнаула. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города. Комитет по распоряжению муниципальным имуществом города. Барнаульская городская Дума. Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Система органов государственного и муниципального управления территориями и нормативно-правовое регулирование их деятельности. Сам. работа 8 11 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Стратегия развития территории региона, муниципального образования.
4.1. Государственное регулирование территориального развития. Концепции развития территорий регионов, муниципалитетов. Методы планирования (прогнозирования) использования земель. Программно-целевой метод. Программы социально-экономического развития территорий. Планирование развития территорий. Схема территориального планирования. Генеральный план. Система регулирования землепользования. Правовое зонирование территорий. Правила землепользования и застройки. Лекции 8 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Показатели уровня развития территорий. 1. Качество жизни населения: среднедушевые денежные доходы населения,среднемесячная номинальная начисленная заработная плата,соотношение доходов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения, уровень безработицы (зарегистрированной, подсчитанной по методике МОТ), Коэффициент естественного прироста, Коэффициент миграционного прироста, Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, Младенческая смертность (число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся). 2. Уровень развития экономики: РП на душу населения, промышленное или с.-х. производство на душу населения, распределение по отраслям экономики/промышленности ВРП и занятости, инвестиции в основной капитал на душу населения, уровень износа основных фондов, «экспортность» экономики/промышленности/с.х., густота транспортных сетей: ж.д., - автодорог общего пользования с твердым покрытием, степень обеспеченности бюджета собственными доходами, превышение денежных доходов над расходами населения. 3.Условия развития: географическое положение, природные условия, плотность населения, наличие городов с населением: более 1млн.чел., более 500 тыс.чел, более 100 тыс.чел, наличие этно-конфессиональных конфликтов. Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Стратегия развития территории региона, муниципального образования. Сам. работа 8 11 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Пространственно-территориальный маркетинг в системе государственного и муниципального управления.
5.1. Понятие пространственно-территориального маркетинга. Виды территориально-пространственного маркетинга. Субъекты пространственно территориального маркетинга. Маркетинговая стратегия. Механизм реализации маркетинговых стратегий. Лекции 8 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Использование методик SWOT-анализа и PEST-анализа территории региона (муниципального образования). Приоритеты (специализация) и ресурсы развития. PEST-анализ: факторы, способствующие развитию. PEST-анализ: факторы, ограничивающие развитие. SWOT-анализ: сильные и слабые стороны территории. SWOT-анализ: возможности и угрозы развития территорий. Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Пространственно-территориальный маркетинг в системе государственного и муниципального управления. Сам. работа 8 11 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Эффективность системы государственного и муниципального управления территориями.
6.1. Понятие запасов и потоков в теории управления развитием территорий. Земля – основной запас муниципального образования. Способы распоряжения объектами недвижимости муниципальной собственности (земельные участки, ОКС). Конкурентные процедуры предоставления земельных участков (торги, аукционы). Методы оценки эффективности управления территориями на уровне региона: оценка отдельных индикаторов, сравнение действительных результатов управления с возможными результатами развития без осуществления управленческих воздействий, соизмерение издержек и выгод, оценка степени достижения поставленных целей. Лекции 8 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Эффективность управления земельными ресурсами муниципальной собственности. Величина платежей за землю в структуре собственных средств бюджета муниципального образования как показатель эффективности управления земельными ресурсами. Муниципальные программы, направленные на повышение эффективности управления территорией и методики расчета эффективности этих мероприятий (на примере Кольского района Мурманской области, г. Курска и др.) Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Эффективность системы государственного и муниципального управления территориями. Сам. работа 8 11 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гладун Е.Ф. Управление земельными ресурсами: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Меньшикова Г.А., Пруель Н.А. Основы государственного и муниципального управления (public administration): Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https: //urait.ru/bcode/450610
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – актуальная нормативно-правовая информация об управлении земельными ресурсами в Российской Федерации. rosreestr.ru
Э2 Главное управление имущественных отношений Алтайского края – актуальная информация о нормативно-правовом регулировании управления объектами недвижимости собственности субъекта РФ - Алтайского края www.altairegion-im.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Система государственного и муниципального управления территориями»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Система государственного и муниципального управления территориями» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Система государственного и муниципального управления территориями» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Система государственного и муниципального управления территориями» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Система государственного и муниципального управления территориями» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Система государственного и муниципального управления территориями»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.