МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы традиционного природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильМониторинг и планирование окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_МиПОС-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии , Бондарович А.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы традиционного природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений об особенностях формирования и эволюции систем традиционного природопользования; развитие знаний об основных концепциях и теориях взаимодействия местных сообществ с природной средой их обитания.
Ознакомление студентов с процессами и географическими закономерностями формирования и развития систем традиционного природопользования и их мировой географией, функциональной типологией систем традиционного природопользования, внутренней структурой и особенностями функционирования систем традиционного природопользования, а также существующими проблемами сохранения систем традиционного природопользования и возможностями их решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные источники информации для получения новых достоверных фактов и анализа проблем, задач и методов комплексных и отраслевых географических научных исследований для обобщения полученных результатов, в контексте ранее накопленной информации в сфере традиционного природопользования, а также формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в сфере традиционного природопользования как одного из условий формирования культуры руководства коллективом в сфере своей профессиональной деятельности и толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы комплексных географических научных исследований для получения новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных и их обобщения в контексте ранее накопленных знаний в сфере традиционного природопользования, а также формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований, как одного из условий формирования культуры руководства коллективом в сфере своей профессиональной деятельности и толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формулировать проблемы, задачи и применять методы комплексных и отраслевых географических научных исследований для получения новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей географии и сфере традиционного природопользования, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и практической сфере традиционного природопользования, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в сфере традиционного природопользования, а также формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в контексте традиционного природопользования, как одного из условий формирования культуры руководства коллективом в сфере своей профессиональной деятельности и толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения систем традиционного природопользования
1.1. Понятие традиционного природопользования. Факторы формирования и эволюции систем традиционного природопользования (СТП). Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Взаимодействие этноса и ландшафта. Концепция этноэкосистемы. Методы этноэкологического анализа. Культурно-исторические области и историко-хозяйственные типы. Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Современные представления о СТП в рамках концепции культурного ландшафта. Функциональная типология СТП. География систем традиционного природопользования мира. Основные положения теорий географического детерминизма и географического поссибилизма. Проявление каждой из теорий в формировании СТП различных регионов мира. Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Природные факторы, определяющие специфику региональных СТП. Проявление географической зональности в специфике традиционного природопользования и территориальной организации традиционных культурных ландшафтов. Азональные факторы: секторность, барьерность, высотная поясность, особенности рельефа, гидрография и пр. Культурно-исторические, социально-экономические и политические факторы формирования и эволюции СТП. Этническая история народа. Межкультурное взаимодействие. Диффузия инноваций. Практические 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Концепции этногенеза и системы традиционного природопользования. Сам. работа 2 12 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Территориальная организация систем традиционного природопользования
2.1. Дифференциация пространства в традиционных культурных ландшафтах. Функциональное зонирование СТП и способы закрепления за разными угодьями различных природохозяйственных статусов, методов и режимов использования. Традиционные методы экологического нормирования. Экологический каркас СТП. Практические 2 4 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Семантическое и прагматическое освоение пространства в результате ведения традиционного природопользования. Топонимика и мифогеография: их роль в системах традиционного природопользования. Формирование традиций природопользования и закрепление их в местном самосознании. Этнические стереотипы восприятия и поведения в системах традиционного природопользования. Устойчивость и динамика СТП. Практические 2 4 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Территориальная организация систем традиционного природопользования. Сам. работа 2 12 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Системы традиционного природопользования России
3.1. Вопросы этно-хозяйственного районирования и картографирования СТП. Системы традиционного природопользования северной зоны очагового расселения: СТП арктических охотников на морского зверя и рыболовов; СТП охотников и оленеводов тундры; СТП таежных охотников и рыболовов. Практические 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Системы традиционного природопользования южной зоны очагового расселения: СТП животноводов гор; СТП охотников и рыболовов гор. Практические 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Системы традиционного природопользования России. Сам. работа 2 12 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Управление развитием систем традиционного природопользования
4.1. Противоречия между интересами регионального социально-экономического развития и функционированием систем традиционного природопользования с их экстенсивными формами хозяйствованиями. Правовые вопросы землепользования на территориях традиционного хозяйствования. Проблемы стирания культурных традиций и «размывания» этнических стереотипов. Возрастание потребностей у представителей коренных малочисленных народностей, ведущих традиционное хозяйство, как фактор трансформации СТП. Разрушение среды обитания коренных этносов, как «вмещающих ландшафтов», природно-ресурсной и ментальной основы функционирования СТП. Практические 2 4 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Концепция устойчивого развития и роль в ней культурного и природного разнообразия. Ценность культурного наследия коренных малочисленных этносов и роль систем традиционного природопользования в поддержании устойчивого функционирования традиционных культурных ландшафтов. Экологическая роль СТП в развитии регионов. Системы традиционного природопользования как узлы глобального и регионального экологического каркаса. Системы традиционного природопользования как основа для формирования территориальных рекреационных систем. Проблема взаимодействия традиционных сообществ с крупным бизнесом (например, добывающая промышленность) и неорганизованным туризмом: противоречия мировоззрений и землепользования. Правовой аспект решения проблемы сохранения систем традиционного природопользования. Учет традиций природопользования в схемах территориального планирования. Практические 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Мировой опыт менеджмента территорий традиционного природопользования. Сам. работа 2 12 ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. А. Лысенко Этнология региона специализации: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Коренные малочисленные народы севера kmns.admhmao.ru
Э2 Редкие земли: О проблеме коренных народов России rareearth.ru
Э3 Курс в Moodle «Системы традиционного природопользования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Системы традиционного природопользования»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Системы традиционного природопользования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Системы традиционного природопользования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Системы традиционного природопользования» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Системы традиционного природопользования» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Системы традиционного природопользования».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.