МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы землеустройства и кадастров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.04.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильКадастр недвижимости и кадастровая деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_04_02_КНиКД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.-х.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Татаринцев В.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы землеустройства и кадастров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №298)

составлена на основании учебного плана:
21.04.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических представлений о современных проблемах и направлениях развития земельных отношений в России, современных проблемах землеустройства и развития кадастра.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью оценивать последствия принимаемых организационно-управленческих решений при организации и проведении практической деятельности в землеустройстве и кадастрах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы землеустройства и кадастров, основные правовые положения проведения землеустройства и осуществления кадастровой деятельности, порядок организации и проведения землеустроительных работ и кадастровых работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методики в сфере землеустройства и кадастров, использовать основные нормативные акты при подготовке проектов землеустройства использовать землеустроительные материалы и результаты кадастровой деятельности, в целях управления земельными ресурсами и при решении современных проблем землеустройства и кадастров.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами организации землеустроительных и кадастровых работ, навыками и спецификой проведения работ по контролю за землеустройством навыками проектирования в землеустройстве, навыками осуществления кадастровой деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Современное содержание и направления развития земельных отношений в России
1.1. Проблемы становления и развития форм собственности на землю. Целевое использование земель – преимущества и недостатки распределения по категориям. Стимулирующее влияние платного землепользования. Перспективы оценки земель и значение кадастра недвижимости. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Значение земли в жизни человека и проблемы владения землей в социально-экономическом и правовом аспектах. Взаимосвязь и взаимозависимость факторов производства – труда, земли и капитала. Проблемы перераспределения и рационального использования земельных ресурсов. Формирование рациональной среды обитания. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Современное содержание и направления развития земельных отношений в России Сам. работа 2 25 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Современные проблемы зем-леустройства
2.1. Современные проблемы землеустройства. Проблемы организации системы землеустройства. Современные концепции землеустройства в РФ. Концепции землеустройства 1998 – 2000 годов (С.Н. Волков, А.З. Родин, Н.В. Комов и др.). Основные положения концепции. Концепция землеустройства 2009 года (С.Н. Волков и др.) и основные направления совершенствования землеустройства в настоящее время. Проблемы землеустроительного проектирования. Проблемы охраны земельных ресурсов. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Современные проблемы организации землеустройства. Организация использования земельных ресурсов, как система организационных и технико-экономических мероприятий современного государства Проблемы формирования объектов землеустройства. Фактические границы, проблемы информационного, землеустроительного обеспечения управления территориями и земельными участками на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, на уровне юридических и физических лиц. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Современные проблемы землеустрои-тельного проектирования. Картографо-геодезическое обеспечение землеустройства. Проблемы внутрихозяйственного землеустройства в рамках современных земельных отношений. Общие цели и за-дачи охраны земельных ресурсов на современном этапе. Обременения и ограни-чения землевладения и землепользования. Организация и проведение работ по формированию государственного фонда землеустроительных документов, автоматизация его ведения. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Современные проблемы землеустройства Сам. работа 2 27 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Современные проблемы раз-вития кадастра
3.1. Современные представления о кадастре недвижимости. Современные представления о развитии и совершенствовании кадастра недвижимости в странах Восточной Европы с позиции Европейской Экономической комиссии и представления о земельном кадастре развитых стран в 2014 году Комиссии Международной Ассоциации геодезистов. Проблемы кадастра недвижимости, территориального землеустройства и инвентаризации земель. Проблемы и совершенствование государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на землю и другую недвижимость. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Проблемы учета и регистрации прав. Проблемы выбора учетной единицы. Проблемы установления местоположения границ. Проблемы ранее учтенных объектов недвижимости. Проблема наложения границ объектов недвижимости, внесенных в ГКН. Проблемы наполнения кадастра. Заявительный характер ГКУ. Совершенствование схемы организации кадастрового учета и роль государственных структур в производственно-технологической деятельности по кадастровому учету и ведению кадастра. Структурные и технологические особенности. Значение Многофункциональных центров в ведении кадастра недвижимости. Создание единой комплексной базы данных, совершенствование нормативной базы документов по информационному взаи-модействию ведомственных структур Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Проблемы, связанные с определением кадастровой стоимости земель. Расчет кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель, рыночные и экспертно-аналитические варианты расчета кадастровой стоимости земель населенных пунктов. Основные причины погрешностей в определения кадастровой стоимости земель. Оспаривание кадастровой стоимости. Правовые основы проведения государственной кадастровой оценки Практические 2 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Современные проблемы развития кадастра Сам. работа 2 9 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Подготовка к экзамену Экзамен 2 27 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://rosreestr.ru/ Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – актуальная нормативно-правовая информация о функционировании системы государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав в Российской Федерации.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.