МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов общей экологической культуры личности, а также на совершенствование профессионально-педагогической культуры будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия
ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные проблемы социально-экологического взаимодействия и последствия нерациональной экологической деятельности;
- экологические основы социальной жизни человека и их влияние на демографические процессы;
- идеи и условия устойчивого развития человечества;
- современное состояние природных ресурсов и пути их рационального использования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснить причинно-следственные связи экологических и исторических процессов, влияние человека на природные явления;
- разбираться в экономических и правовых аспектах различных экологических процессов;
- применять знания экологических законов взаимодействия человеческого общества и природных систем для повышения уровня экологического сознания населения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- информацией об актуальных глобальных и региональных социально-экологических процессах и проблемах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Становление социальной экологии и ее предмет.
1.1. Становление социальной экологии и ее предмет. Лекции 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Становление социальной экологии и ее предмет. Практические 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Становление социальной экологии и ее предмет. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты.
2.1. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Лекции 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Практические 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.
3.1. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Лекции 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Практические 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Сам. работа 6 5 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
4.1. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Лекции 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Практические 6 2 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде.
5.1. Поведение человека в естественной и социальной среде. Лекции 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Поведение человека в естественной и социальной среде. Практические 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Поведение человека в естественной и социальной среде. Сам. работа 6 5 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Экология жизненной среды.
6.1. Экология жизненной среды. Лекции 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Экология жизненной среды. Практические 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Экология жизненной среды. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Элементы экологической этики.
7.1. Элементы экологической этики. Лекции 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.2. Элементы экологической этики. Практические 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.3. Элементы экологической этики. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Элементы экологической психологии.
8.1. Элементы экологической психологии. Лекции 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.2. Элементы экологической психологии. Практические 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.3. Элементы экологической психологии. Сам. работа 6 5 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Элементы экологической педагогики.
9.1. Элементы экологической педагогики. Лекции 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.2. Элементы экологической педагогики. Практические 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.3. Элементы экологической педагогики. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Раздел 10. Стратегия устойчивого социально- экологического развития общества.
10.1. Стратегия устойчивого социально-экологического развития общества. Лекции 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
10.2. Стратегия устойчивого социально-экологического развития общества. Практические 6 1 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
10.3. Стратегия устойчивого социально-экологического развития общества. Сам. работа 6 5 ОК-6, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Залунин В.И. Социальная экология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: С. С. Семикина Социальная экология: метод. указания Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт министерства природный ресурсов и экологии Российской Федерации www.mnr.gov.ru
Э2 Гринпис официальный сайт www.greenpeace.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Социальная экология»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Социальная экология» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Социальная экология» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Социальная экология» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Социальная экология» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Социальная экология»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.