МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-экономическая география Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Социально-экономическая география Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов теоретических знаний о специфике социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края и навыков использовать полученные знания для проведения региональных географических исследований

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития
ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
ПК-8 способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-экономическую ситуацию в Алтайском крае в историческом срезе, методическую основу проведения социально-экономического исследования в регионе, туристско-рекреационный потенциал края.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительно-географический анализ социально-экономического развития края на различных уровнях, спланировать и провести комплексное социально-экономическое исследование региона; использовать методы рекреационно-географических исследований для изучения территории края.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами социально-экономического регионального анализа территории, навыками определять проблемы социально-экономического развития и предлагать пути оптимизации, навы-ками оценки развития туризма в Алтайском крае на различных уровнях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Экономико-географическое положение Алтайского края
1.1. Место Алтайского края на карте России и административно-территориальное устройство Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
1.2. ЭГП Алтайского края Практические 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
1.3. ЭГП муниципального района Алтайского края Практические 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
1.4. Экономико-географическое положение Алтайского края Сам. работа 8 9 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Население Алтайского края
2.1. Демографическая, этническая структура населения края Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.2. Миграции населения Алтайского края Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.3. Анализ демографической ситуации в муниципальном районе края Практические 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.4. Расселение населения Алтайского края Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.5. Качество жизни населения Алтайского края Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.6. Качество жизни населения Алтайского края: современная ситуация, возможные пути улучшения качества жизни населения края Практические 8 4 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.7. Население Алтайского края Практические 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.8. Население Алтайского края Сам. работа 8 9 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Хозяйство Алтайского края
3.1. Сельское хозяйство Алтайского края: потенциал, история становления, организационная структура Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.2. Географический анализ территориальной структуры сельскохозяйственного производства по районам Алтайского края Практические 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.3. Растениеводство и животноводство Алтайского края Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.4. Сельское хозяйство Алтаййского края Практические 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.5. Промышленное производство Алтайского края. ТЭК Алтайского края. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.6. Добывающая промышленность Практические 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.7. Пищевая промышленность Алтайского края Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.8. Машиностроение и металлообработка Алтайского края Лекции 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.9. Характеристика предприятий машиностроения Алтайского края Практические 8 4 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.10. Химическая и легкая промышленность Алтайского края Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.11. Деревоперерабатывающая промышленность и производство строительных материалов Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.12. Отраслевая структура промышленности края Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.13. Третичный сектор экономики Алтайского края Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.14. Пространственный анализ изменения объемов розничной торговли в крае Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.15. Промышленность Алтайского края Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.16. Хозяйство Алтайского края Сам. работа 8 9 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.17. Подготовка к экзамену Экзамен 8 27 ПК-3, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Рыгалова Н.В. Практикум по курсу «Социально-экономическая география Алтайского края» : Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э2 Справочное пособие «Россия в цифрах и картах» www.sci.aha.ru
Э3 Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» www.sci.aha.ru
Э4 Курс в Moodle «Социально-экономическая география Алтайского края» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Социально-экономическая география Алтайского края».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.