Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 21.03.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Управление земельными ресурсами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 21_03_02_УЗР-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у студентов теоретических знаний о специфике природных, социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края; формирование навыков использования полученных знаний для проведения региональных географических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-2 | способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы знаний о специфике природных, социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания для проведения региональных географических исследований |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования теоретических знаний по географии основных отраслей экономики на практике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в социально-экономическую географию Алтайского края | ||||||
1.1. | ЭГП Алтайского края. Образование Алтайского края. Административно-территориальное деление Алтайского края | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Оценка экономико-географического положения Алтайского края | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Оценка экономико-географического положения муниципального района Алтайского края | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Введение в социально-экономическую географию Алтайского края | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Население Алтайского края | ||||||
2.1. | История заселения Алтайского края. Демографическая, этническая структура населения края. Расселение населения. Миграции населения. Урбанизация. Сельское расселение | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Оценка демографической ситуации в муниципальном районе Алтайского края | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Уровень жизни населения Алтайского края | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Население Алтайского края | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Производственный комплекс Алтайского края | ||||||
3.1. | Этапы исторического развития хозяйства края. Ресурсный потенциал Алтайского края. Отраслевая структура промышленности. Отрасль электро-энергетики. ТЭК. Отрасли черной и цветной металлургии. Металлообработка. Машиностроение. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Производство строительных материалов. Лесная промышленность. Химическая промышленность | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Анализ внутрикраевой дифференциации товарооборота | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Отраслевая структура промышленного производства Алтайского края | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.4. | Отраслевая структура промышленного производства муниципального района Алтайского края | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.5. | Промышленный потенциал городов края | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.6. | Производственный комплекс Алтайского края | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 4. Агропромышленный комплекс Алтайского края | ||||||
4.1. | Сельскохозяйственное освоение территории Алтайского края и особенности развития АПК. Состав АПК. Структура АПК Алтайского края. Растениеводство. Животноводство. География размещения подотраслей. Перспективы развития сельского хозяйства | Лекции | 8 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.2. | Внутрикраевая дифференциация производства сельскохозяйственной продукции | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.3. | Оценка сельскохозяйственной специализации муниципального района Алтайского края | Практические | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.4. | Агропромышленный комплекс Алтайского края | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 5. Туристско-рекреационная деятельность на территории Алтайского края | ||||||
5.1. | История рекреационного освоения территории Алтайского края. Туристско-рекреационный потенциал. Туристское районирование территории края. Основные субъекты туризма и показатели функционирования сферы туризма. Перспективы развития туризма и рекреации в Алтайском крае | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.2. | Основные направления туристско-рекреационного развития региона | Практические | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.3. | Туристско-рекреационная деятельность на территории Алтайского края | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 6. Экологические проблемы Алтайского края. Охрана окружающей среды | ||||||
6.1. | Экологические проблемы Алтайского края. Загрязнение атмосферного воздуха. Состояние водных ресурсов. Проблема истощения и загрязнения земельных ресурсов. Состояние растительного и животного мира. Проблема обращения с отходами. Радиационная опасность. Основные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, проводимые в регионе | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
6.2. | Экологические проблемы Алтайского края. Основные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, проводимые в регионе | Практические | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
6.3. | Экологические проблемы Алтайского края. Охрана окружающей среды | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 7. Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Алтайского края | ||||||
7.1. | Наиболее значимые проблемы социально-экономического развития региона. Основные «точки роста». Основные направления развития региона, предусмотренные Стратегией развития Алтайского края на период до 2025 года | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
7.2. | Развитие промышленности и сельского хозяйства Алтайского края: современное состояние, проблемы и перспективы | Практические | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
7.3. | Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Алтайского края | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова | География Алтайского края: учебно-методическое пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Троцковский А.Я. | Алтайское село: тенденции и механизмы социального развития: монография | Барнаул: АГУ, 2011 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Рыгалова Н.В. | Практикум по курсу «Социально-экономическая география Алтайского края» : | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Алтайкрайстат. | akstat.gks.ru | ||
Э2 | «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года». Утв. законом АК от 21 ноября 2012 г. №86-ЗС. | www.altaicpp.ru | ||
Э3 | Уровеньжизни // Территориальный орган Федеральной службы государственной ста-тистики по Алтайскому краю. | http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/ statistics/standards_of_life/ | ||
Э4 | Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2008-2017 годы // Официальный сайт Алтайского края. | www.altairegion22.ru | ||
Э5 | Сайт Российского союза туриндустрии | www.rostourunion.ru | ||
Э6 | Состояние и перспективы развития оздоровительного туризма в Алтайском крае. | russiaturforum.com | ||
Э7 | Алтай туристический | www.altairegion22.ru | ||
Э8 | Ежегодные экологические доклады «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае» // Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края | http://altaipriroda.ru/doklady/eko_doklady– | ||
Э9 | Особо охраняемые природные территории Алтайского края // Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. | altaipriroda.ru | ||
Э10 | Инвестиционный портал Алтайского края | invest.alregn.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Социально-экономическая география Ал-тайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следуетзаписывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскомузанятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам. На семинаре студенты ведут конспект.Конспект– это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимсяпривыполнении курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Социально-экономическая география Алтайского края» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Социально-экономическая география Алтайского края», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего неболь-шого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те доку-менты, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |