МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-экономическая география Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Социально-экономическая география Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов теоретических знаний о специфике природных, социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края;
формирование навыков использования полученных знаний для проведения региональных географических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы знаний о специфике природных, социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для проведения региональных географических исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования теоретических знаний по географии основных отраслей экономики на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социально-экономическую географию Алтайского края
1.1. ЭГП Алтайского края. Образование Алтайского края. Административно-территориальное деление Алтайского края Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Оценка экономико-географического положения Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Оценка экономико-географического положения муниципального района Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Введение в социально-экономическую географию Алтайского края Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Население Алтайского края
2.1. История заселения Алтайского края. Демографическая, этническая структура населения края. Расселение населения. Миграции населения. Урбанизация. Сельское расселение Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Оценка демографической ситуации в муниципальном районе Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Уровень жизни населения Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Население Алтайского края Сам. работа 8 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Производственный комплекс Алтайского края
3.1. Этапы исторического развития хозяйства края. Ресурсный потенциал Алтайского края. Отраслевая структура промышленности. Отрасль электро-энергетики. ТЭК. Отрасли черной и цветной металлургии. Металлообработка. Машиностроение. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Производство строительных материалов. Лесная промышленность. Химическая промышленность Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Анализ внутрикраевой дифференциации товарооборота Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Отраслевая структура промышленного производства Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Отраслевая структура промышленного производства муниципального района Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Промышленный потенциал городов края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Производственный комплекс Алтайского края Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Агропромышленный комплекс Алтайского края
4.1. Сельскохозяйственное освоение территории Алтайского края и особенности развития АПК. Состав АПК. Структура АПК Алтайского края. Растениеводство. Животноводство. География размещения подотраслей. Перспективы развития сельского хозяйства Лекции 8 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Внутрикраевая дифференциация производства сельскохозяйственной продукции Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Оценка сельскохозяйственной специализации муниципального района Алтайского края Практические 8 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Агропромышленный комплекс Алтайского края Сам. работа 8 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Туристско-рекреационная деятельность на территории Алтайского края
5.1. История рекреационного освоения территории Алтайского края. Туристско-рекреационный потенциал. Туристское районирование территории края. Основные субъекты туризма и показатели функционирования сферы туризма. Перспективы развития туризма и рекреации в Алтайском крае Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Основные направления туристско-рекреационного развития региона Практические 8 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Туристско-рекреационная деятельность на территории Алтайского края Сам. работа 8 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Экологические проблемы Алтайского края. Охрана окружающей среды
6.1. Экологические проблемы Алтайского края. Загрязнение атмосферного воздуха. Состояние водных ресурсов. Проблема истощения и загрязнения земельных ресурсов. Состояние растительного и животного мира. Проблема обращения с отходами. Радиационная опасность. Основные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, проводимые в регионе Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Экологические проблемы Алтайского края. Основные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, проводимые в регионе Практические 8 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Экологические проблемы Алтайского края. Охрана окружающей среды Сам. работа 8 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Алтайского края
7.1. Наиболее значимые проблемы социально-экономического развития региона. Основные «точки роста». Основные направления развития региона, предусмотренные Стратегией развития Алтайского края на период до 2025 года Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.2. Развитие промышленности и сельского хозяйства Алтайского края: современное состояние, проблемы и перспективы Практические 8 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.3. Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Алтайского края Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Троцковский А.Я. Алтайское село: тенденции и механизмы социального развития: монография Барнаул: АГУ, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Рыгалова Н.В. Практикум по курсу «Социально-экономическая география Алтайского края» : Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайкрайстат. akstat.gks.ru
Э2 «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года». Утв. законом АК от 21 ноября 2012 г. №86-ЗС. www.altaicpp.ru
Э3 Уровеньжизни // Территориальный орган Федеральной службы государственной ста-тистики по Алтайскому краю. http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/ statistics/standards_of_life/
Э4 Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2008-2017 годы // Официальный сайт Алтайского края. www.altairegion22.ru
Э5 Сайт Российского союза туриндустрии www.rostourunion.ru
Э6 Состояние и перспективы развития оздоровительного туризма в Алтайском крае. russiaturforum.com
Э7 Алтай туристический www.altairegion22.ru
Э8 Ежегодные экологические доклады «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае» // Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края http://altaipriroda.ru/doklady/eko_doklady–
Э9 Особо охраняемые природные территории Алтайского края // Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. altaipriroda.ru
Э10 Инвестиционный портал Алтайского края invest.alregn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Социально-экономическая география Ал-тайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следуетзаписывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскомузанятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект.Конспект– это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимсяпривыполнении курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Социально-экономическая география Алтайского края»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Социально-экономическая география Алтайского края», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего неболь-шого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те доку-менты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.