МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Территориальное планирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьЭкономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Эконом_ геогр_-123-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Территориальное планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о Земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов методологических и методических навыков территориального планирования на региональном и муниципальном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способность осуществлять комплексные исследования в сфере планирования территориальной организации и размещения отдельных отраслей хозяйства, других сфер человеческой деятельности, в частности сферы услуг, включая рекреационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы территориального планирования и опыт их применения в разных странах мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные методики и технологии тер. планирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования, экспертно-аналитической деятельности в области территориального планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Анализ условий, тенденций и предпосылок планировочной организации территории.
1.1. Методологические основы и методические принципы территориального планирования. Цели, задачи, средства и принципы решения задач территориального планирования. Градостроительные средства решения задач регионального уровня. Основные этапы и формы представления градостроительной – территориально-планировочной документации. Место региона в межрегиональном разделении труда с СФО и РФ, внутренние и внешние связи, влияющие на развитие его территории. Лекции 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Теоретические основы территориального планирования. Цели и задачи территориального планирования. Средства и принципы решения задач территориального планирования на разном иерархическом уровне. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Документационное обеспечение регионального развития. Понятия, функции, задачи, взаимосвязи и взаимозависимости документов регионального развития. Градостроительные средства решения задач регионального развития. Основные этапы и формы разработки и представления градостроительной – территориально-планировочной документации. Практические 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Анализ условий, тенденций и предпосылок планировочной организации территории. Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Состав, порядок подготовки, согласования, утверждения проекта схемы территориального планирования субъекта РФ. Порядок реализации СТП субъекта РФ.
2.1. Область применения; задание на подготовку проекта СТП; исходные данные и материалы для подготовки проекта СТП; порядок подготовки, согласования и утверждения проекта Схемы; порядок реализации СТП субъекта РФ. Лекции 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Область применения; задание на подготовку проекта СТП; исходные данные и материалы для подготовки проекта СТП; порядок подготовки, согласования и утверждения проекта Схемы; порядок реализации СТП субъекта РФ. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Состав, порядок подготовки, согласования, утверждения проекта схемы территориального планирования субъекта РФ. Порядок реализации СТП субъекта РФ. Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Особенности разработки Концепции пространственного планирования субъекта РФ.
3.1. Этапы подготовки Концепции; анализ и оценка современного состояния и использования территории; основные направления развития планируемой территории. Лекции 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Этапы подготовки Концепции; анализ и оценка современного состояния и использования территории; основные направления развития планируемой территории. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. собенности разработки Концепции пространственного планирования субъекта РФ. Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Методологическая основа подготовки СТП субъектов РФ.
4.1. Взаимосвязь документов в области стратегического социально-экономического и территориального планирования субъектов РФ. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ в части создания и учета объектов регионального назначения. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.3. Виды объектов регионального назначения в соответствии с полномочиями по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Практические 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.4. Региональные и межмуниципальные программы и проекты, особенности их учета в СТП. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.5. Методологическая основа подготовки СТП субъектов РФ. Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Методика подготовки материалов по обоснованию Схем в текстовой форме.
5.1. Общие подходы и особенности выбора вариантов размещения объектов регионального назначения. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.2. Особенности обоснования размещения объектов регионального назначения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.3. Оценка возможного влияния планируемых объектов на комплексное развитие территории. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.4. Оценка возможного влияния конкретного объекта на комплексное развитие территории. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.5. Методика подготовки материалов по обоснованию Схем в текстовой форме. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перцик Е.Н. Территориальное планирование: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1D73719D-DBAE-4DA5-8A37-2D181AD84BA6/territorialnoe-planirovanie
Л1.2 Шедько Ю.Н Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. часть 1.: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E840221A-0807-41B5-A50F-B6F19ED064DF/regionalnoe-upravlenie-i-territorialnoe-planirovanie-v-2-ch-chast-1
Л1.3 Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. часть 2. : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт., 2018 https://biblio-online.ru/book/3B12E463-0308-4BAA-8E9E-98F2DDCB6896/regionalnoe-upravlenie-i-territorialnoe-planirovanie-v-2-ch-chast-2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/799B3536-0F1F-430A-BBA5-098EB6A39F8E/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-razvitiem-territoriy
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
Э2 Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг http://www.gisa.ru/urban_development.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Территориальное планирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Территориальное планирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Территориальное планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Территориальное планирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Территориальное планирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Территориальное планирование»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.