Закреплена за кафедрой | Кафедра гражданского права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Юрист в сфере IT и цифрового права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ЦП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра гражданского права
Протокол от 28.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой канд.юрид.наук, профессор Филиппова Т.А.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Цифровые технологии в гражданском праве» являются подготовка специалистов в сфере гражданского права, формирование системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности, автоматизации и оптимизации юридических процессов, сопровождения и юридического структурирования проектов с использованием цифровых технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ОК-4 | способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения |
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-4: приемы и методы риторики ПК-2: нормы гражданского права, права интеллектуальной собственности, информационного законодательства, регламентирующие гражданско-правовые отношения в сфере цифровых экосистем, а также юридически значимые особенности отношений, возникающих в сфере использования цифровых технологий. ПК-11: систему и структуру международного и национального информационного законодательства, законодательства в сфере цифровых технологий, основные принципы и тенденции его развития, задачи и интересы государства в области информационной политики и информационной безопасности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-4: аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ПК-2: свободно ориентироваться в действующем законодательстве, проводить анализ национальных и международных источников, регулирующих цифровые экосистемы, правильно применять полученные знания в практической деятельности. ПК-11: проводить научные исследования в области права, анализировать правовые нормы в общей системе российского и международного законодательства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-4: навыками применения профессионального ораторского искусства ПК-2: навыками поиска источников права, законодательства, судебной практики в сфере цифровых технологий, навыками анализа и систематизации существующих доктринальных исследований по вопросам цифровых технологий в сфере гражданского права. ПК-11: составления юридических заключений, оформления результатов исследования и систематизации законодательства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Государственное регулирование цифровых экосистем и технологий в сфере гражданского права. | ||||||
1.1. | Государственное регулирование цифровых экосистем и технологий в сфере гражданского права. Основные понятия и термины цифровизации в сфере гражданского права. | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1 |
1.2. | Государственное регулирование цифровых экосистем и технологий в сфере гражданского права. Основные понятия и термины цифровизации в сфере гражданского права. | Практические | 2 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
1.3. | Государственное регулирование цифровых экосистем и технологий в сфере гражданского права. Основные понятия и термины цифровизации в сфере гражданского права. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 2. Цифровые права | ||||||
2.1. | Практическое занятие по решению задач (кейс-задание) | Практические | 2 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
2.2. | Цифровые активы. Цифровые права. Цифровая экономика. Цифровые финансовые активы. Интернет-ценности. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 3. Правовое регулирование криптовалюты | ||||||
3.1. | Лабораторный практикум по теме: Правое регулирование отношений криптовалюты | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
3.2. | Понятие криптовалюты. Виды криптовалют. ICO. Особенности правового регулирования криптовалют в отечественном и зарубежном законодательстве | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 4. Технология блокчейн, интересы и противоречия, связанные с применением блокчейна в финансовых сделках и в корпоративных отношениях | ||||||
4.1. | Понятие блокчейна. Основные преимущества блокчейн-технологии: децентрализация, прозрачность и неизменяемость транзакций. Публичный и частный блокчейн. Блокчейн в корпоративном управлении. Использование блокчейн-технологии в сфере финансов. | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
4.2. | Понятие блокчейна. Основные преимущества блокчейн-технологии: децентрализация, прозрачность и неизменяемость транзакций. Публичный и частный блокчейн. Блокчейн в корпоративном управлении. Использование блокчейн-технологии в сфере финансов. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 5. Особенности правового регулирования систем Больших данных (Big Data). Юридическая дефиниция смарт-контракта | ||||||
5.1. | Информация. База данных. Системы управления базами данных. Искусственный интеллект. Понятие и основные элементы смарт-контракта | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
5.2. | Информация. База данных. Системы управления базами данных. Искусственный интеллект. Понятие и основные элементы смарт-контракта | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 6. Информационная безопасность, защита прав и законных интересов участников цифровых экосистем | ||||||
6.1. | Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Цифровая трансформация и угрозы кибербезопасности. Права собственности в цифровой среде, обработка персональных данных в цифровой среде. Защита конкуренции в сфере цифровых экосистем. Безопасность национальной платежной системы и финансовых рынков. Основные отраслевые тенденции в аспекте вызовов и угроз информационной экономике на примере финансовой безопасности. | Сам. работа | 2 | 13 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 7. Цифровые технологии в сфере интеллектуальной собственности и инноваций | ||||||
7.1. | Создание и распространение объектов ИС с использованием цифровых технологий, реализация результатов интеллектуальной деятельности на цифровых рынках, идентификации нарушителей прав. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 8. Экзамен | ||||||
8.1. | Экзамен | Экзамен | 2 | 9 | ОК-4, ПК-2, ПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примеры типовых контрольных вопросов и заданий для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации содержатся в Фонде оценочных средств, приведенном в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белов В. А. | ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В 4 Т. ТОМ II. ОБЩАЯ ЧАСТЬ В 2 КН. КНИГА 2. ФАКТЫ + ДОПМАТЕРИАЛ В ЭБС 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Белов В. А. | ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В 4 Т. ТОМ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ВВЕДЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Белов В. А. | ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В 4 Т. ТОМ II. ОБЩАЯ ЧАСТЬ В 2 КН. КНИГА 1. ЛИЦА, БЛАГА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Белов В. А. | ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В 4 Т. ТОМ IV В 2 КН. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ. КНИГА 2. ИНЫЕ (НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ) ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ + ДОП. МАТЕРИАЛ В ЭБС 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Белов В.А. | ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В 4 Т. ТОМ III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. АБСОЛЮТНЫЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ. В 2 КН. КНИГА 1. ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВЕЩЕЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Белов В. А. | ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В 4 Т. ТОМ III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. АБСОЛЮТНЫЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ. В 2 КН. КНИГА 2. ПРАВА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ, ЛИЧНЫЕ И НАСЛЕДСТВЕННЫЕ + ДОПМАТЕРИАЛ В ЭБС 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Белов В. А. | ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В 4 Т. ТОМ IV В 2 КН. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ. КНИГА 1. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + ДОПМАТЕРИАЛ В ЭБС 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ | |||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/ | |||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/ | |||
Э4 | Закон.Ру http://www.zakon.ru/ | |||
Э5 | Юридический институт «М-Логос» http://www.m-logos.ru/ | |||
Э6 | Курс Moodle "Цифровые технологии в гражданском праве" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) 4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др. Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов: 1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем. 2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу. Формы самостоятельной работы: 1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках. 2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях. 3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов. 4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики. 5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем. |