МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Территориальное планирование Алтайского края
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии , Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Территориальное планирование Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся методологических и методических навыков территориального планирования на региональном и муниципальном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
ПК-4: способностью осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы территориального планирования, условия, тенденции и предпосылки планировочной организации территории.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методики территориального планирования, давать комплексную природно-экологическую и социально-экономическую оценку территории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами проведения социально-экономической оценки территории, нормативно-правовыми основами территориального планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Анализ условий, тенденций и предпосылок планировочной организации территории
1.1. Методологические основы и методические принципы территориального планирования. Цели, задачи, средства и принципы решения задач территори-ального планирования. Градостроительные средства решения задач регионального уровня. Основные этапы и формы представления градостроительной – территориально-планировочной документации. Место региона в межрегиональном разделении труда с СФО и РФ, внутренние и внешние связи, влияющие на развитие его территории Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Теоретические основы территориального планирования. Цели и задачи территориального планирования. Средства и принципы решения задач территориального планирования на разном иерархическом уровне. Закон Алтайского края от 1 февраля 2007 г. № 9-ЗС «О документах территориального планирования». Закон о градостроительной деятельности на территории Алтайского края от 24.12.2009 N 740 Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Документационное обеспечение регионального развития.Понятия, функции, задачи, взаимосвязи и взаимозависимости документов регионального развития.Градостроительные средства решения задач регионального развития. Основные этапы и формы разработки и представления градостроительной – территориально-планировочной документации.Постановление администрации Алтайского края от 13 июня 2007 г. № 267 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования администрацией края». Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Анализ условий, тенденций и предпосылок планировочной организации территории Сам. работа 8 24 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Комплексная природно-экологическая и социально-экономическая оценка территории
2.1. Природные условия и ресурсы развития, ландшафтно- экологический анализ территории; выявление проблем и ограничений развития, в т.ч. санитарно-гигиенических, природоохранных, и ЧС природного происхождения. Население и расселение, демографические характеристики; отрасли реальной экономики – характеристика и размещение; инфраструктурное обустройство территории – транспортные и инженерные коммуникации; рыночная и социальная инфраструктура – общая характеристика и сравнительный анализ. Оценка влияния историко – культурного наследия на формирование современной расселенческой структуры. Проблемы и перспективные направления развития Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Определение места Алтайского края в социально-демографическом развитии РФ, СФО.Определение места Алтай-ского края в межрегиональном разделении труда в РФ, СФО.Выявление современных пространственно-динамических процессов развития края.Градостроительно-планировочная структура края Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Внутренняя пространственно-динамичная структура Алтайского края.Основные связи, влияющие на современную градостроительно-территориальную структуру Алтайского края.Геополитические факторы развития Алтайского края.Межрегиональные связи Алтайского края, их влияние на внутреннюю планировочную структуру Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Природные условия и ресурсы в Алтайском крае. Природно-экологический каркас территории. Комплексная ландшафтно-экологическая оценка территории Алтайского края. Природные ограничения регионального развития. Функциональное зонирование территории Алтайского края Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Основные принципы ландшафтно-экологического анализа территории. Методыландшафтно-экологического анализа территории. Ландшафтный анализ территории Алтайского края. Экологическое состояние территории.Ландшафтно-территориальная оценка территории Алтайского края Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Управления и комитеты администраций субъектов РФ и их муниципалитетов, задействованные в реализации проектных решений территориального планирования. Планы реализации правовых актов территориального планирования. Органы, осуществляющие контроль за реализацией проектных решений схем территориального планирования Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Процедура выдачи разрешений на строительство. Строительный надзор и контроль. Процедура выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. Взаимосвязь социально-экономического, территориального и бюджетного планирования Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Системные проблемы и перспективы развития Алтайского края Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Комплексная природно-экологическая и социально-экономическая оценка территории Сам. работа 8 24 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Стратегия планировочной организации территории Алтайского края и условия ее реализации
3.1. Состояние и использование территории, архитектурно-планировочные условия развития территории. Ретроспективный анализ формирования планировочной структуры региона Разработка предложений по развитию планировочного каркаса территории, планировочному и функциональному зонированию. Анализ стратегических и программных документов, выбор вариантов развития и его обоснование. Стратегия планировочной организации территории. Основные направления реализации градостроительных решений. Рекомендации и предложения по сохранению и использованию историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий региона, реализации целевых программ Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Состояние и использование территории, архитектурно-планировочные условия развития территории. Ретроспективный анализ формирования планировочной структуры региона Разработка предложений по развитию планировочного каркаса территории, планировочному и функциональному зонированию Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Разработка предложений по развитию планировочного каркаса территории, планировочному и функциональному зонированию Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Анализ стратегических и программных документов, выбор вариантов развития и его обоснование Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Стратегия планировочной организации территории. Основные направления реализации градостроительных решений Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Рекомендации и предложения по сохранению и использованию историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий региона, реализации целевых программ Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Нереализованные направления стратегического развития Алтайского края в документах территориального развития Практические 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Стратегия планировочной организации территории Алтайского края и условия ее реализации Сам. работа 8 24 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова Региональное управление и территориальное планирова-ние: учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный универси-ет, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435863
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Сушенцева и др Вопросы территориального планирования: учеб.-метод. пособие Новосибирск : Сиб. кн. изд-во, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В. И. Беляев и др. Маркетинг территорий: ме-тодология и методы обосно-вания стратегических решений развития регионов : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1603
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация компаний «Град» http://www.itpgrad.com
Э2 Градостроительство и территориальное планирование // Межгосударственная ассоциация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг http://www.gisa.ru/urban_development.html
Э3 Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Территориальное планирование Алтайского края»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Территориальное планирование Алтайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Территориальное планирование Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно просматривает содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Территориальное планирование Алтайского края» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Территориальное планирование Алтайского края» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Территориальное планирование Алтайского края»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Территориальное планирование Алтайского края», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка докладов-презентаций по отдельным регионам по выбору направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.