Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 21.04.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Кадастр недвижимости и кадастровая деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 21_04_02_КНиКД-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П, к.г.н., доцент
1.1. | формирование у обучающихся методологических и методических навыков прогнозирования, планирования и проектирования землепользования, рационального использования и охраны земель. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-14 | способностью самостоятельно выполнять научно-исследовательские разработки с использованием современного оборудования, приборов и методов исследования в землеустройстве и кадастрах, составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы работы научно-исследовательского коллектива и методы принятия решений по территориальному планированию и организации использования земельных ресурсов, как использовать современное оборудование в землеустроительном и градостроительном проектировании. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | руководить работами при проведении комплексной оценки территории, ставить задачи и выполнять поставленные цели, решать задачи управления и хозяйственного развития в области земельных отношений с использованием самого современного оборудования и методического инструментария. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | нормативно-правовыми основами территориального и ландшафтного планирования в разных странах с помощью землеустроительных и кадастровых методов исследований, навыками составления практических рекомендаций по результатам произведенных научно-исследовательских работ с использованием материалов прогнозирования, планирования и организации территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы прогнозирования | ||||||
1.1. | Методологические особенности и отличия планов и прогнозов. Терминология прогнозирования Приемы и методы прогнозирования. Принципы прогнозирования. Классификация и взаимосвязь прогнозов. Стадии и сферы прогнозирования. Этапы прогнозирования. Оценка достоверности и точности прогнозов | Лекции | 4 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Теоретические основы прогнозирования | Сам. работа | 4 | 20 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Современное понимание планирования | ||||||
2.1. | Понятие и содержание планирования. Виды и принципы планирования. Методы планирования. Целевые комплексные программы. | Лекции | 4 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Современное понимание планирования | Сам. работа | 4 | 20 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Применение методов и приемов прогнозирования и планирования при разработке прогнозов в области землепользования | ||||||
3.1. | Земельные ресурсы как объект прогнозирования и планирования. Прогнозы в области землепользования. Виды прогнозных разработок по землеустройству Методы логического моделирования. Методы экспертных оценок. Математические методы прогнозирования. Нормативно-целевые методы прогнозирования | Практические | 4 | 4 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Задачи, содержание и принципы долгосрочного прогнозирования. Место Генеральной схемы землеустройства в системе прогнозных разработок. Цель, принципы и порядок разработки основных разделов Генсхемы. Порядок и способы расчета потребности в землях для различных целей. Оформление, экспертиза и утверждение Генсхемы. Связь схемы землеустройства субъекта РФ с иными прогнозными разработками | Практические | 4 | 4 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Схемы территориального планирования. Понятие территориального планирования. Виды схем территориального планирования. Составные части и элементы схемы территориального планирования | Практические | 4 | 4 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Зарубежный опыт прогнозирования использования и охраны земельных ресурсов. Земельные ресурсы мира и тенденции их использования. Опыт прогнозирования использования земель в странах ближнего и дальнего зарубежья | Практические | 4 | 4 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Применение методов и приемов прогнозирования и планирования при разработке прогнозов в области землепользования | Сам. работа | 4 | 21 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 4 | 27 | ОК-3, ОПК-2, ПК-14 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Перцик Е.Н. | Территориальное планирование: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Груздев, В.М. | Территориальное планирование: Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории : учебное пособие | Н. Новгород : ННГАСУ, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427590 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шедько Ю.Н. | Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. часть 2. : Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт., 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Шедько Ю.Н | Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. часть 1.: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.gks.ru | Федеральная служба государственной статистики | ||
Э2 | http://www.itpgrad.com | Ассоциация компаний «Град» | ||
Э3 | http://www.gisa.ru/urban_development.html | Градостроительство и территориальное планирование // Межгосударственная ассоциация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Территориальное планирование и прогнозирование» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Территориальное планирование и прогнозирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Территориальное планирование и прогнозирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно просматривает содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Территориальное планирование и прогнозирование» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Территориальное планирование и прогнозирование» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Территориальное планирование и прогнозирование» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Территориальное планирование и прогнозирование», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка докладов-презентаций по отдельным регионам по выбору направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. |