Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.06.01. Науки о Земле |
Направленность | Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_06_01_Эконом_ геогр_-123-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование общих и специальных знаний о территориальном управлении и стратегическом планировании; формирование у будущих специалистов методологические, методические и практические навыки анализа факторов формирования и развития территориальных систем и стратегического планирования ими. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | способность осуществлять комплексные исследования геопространственных систем различной специализации, региональных (территориальных) различий в уровне, качестве и образе жизни; неравномерность развития территорий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные концепции исследования территориальных различий. Основные показатели, характеризующие качество жизни и территориальное развитие. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и делать предложения по оптимизации территориального развития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | инструментарием анализа качества жизни и оценки неравномерности развития территорий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Вводная лекция | Лекции | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Введение. | Практические | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Изучение специальной литературы по методологии территориального управления стратегического планирования. Выделение этапов становления территориального управления и стратегического планирования и особенностей их реализации. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Теоретико-методические основы территориального управления. | ||||||
2.1. | Системная парадигма и теория сложных многоуровневых систем в современной науке. | Лекции | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Теоретико-методические основы территориального управления. | Практические | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Рассмотрение циклов Кондратьева Н., Шумпетера И., Кузнеца С, Митчелла У., Тоффлера Э., Шлезингера A.M., Чижевского А.Л. Форрестора Дж. и др. Изучение теорий циклического развития и управление, теории стабилизирующего отбора (Шмальгаузен И.И.). Знакомство с индустриальными волнами (Иноземцев В.Л., Форрестор Дж. и др.), теорией циклично-генетической динамики (Яковец Ю. и др.), теорией смены технологических укладов (Глазьев Ю.). Оценка на применяемость концепций инновационных циклов и диффузия нововведений (Хегерстрандт Т., Бабурин В. и др.). | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Понятие и основные стадии управления. Государство как субъект управления. | ||||||
3.1. | Понятие управления. Подходы классиков управления к оценке значимости отдельных этапов управленческих процедур. Государство как субъект управления. | Лекции | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Понятие и основные стадии управления. Государство как субъект управления. | Практические | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Знакомство с отраслевым, территориальным и программно-целевым управлением, циклами смены организации управления в России и СССР. Изучение территориальной организация как частного случая самоорганизации сложных систем, соотношения между территориальной организацией, территориальной структурой и комплексностью (Алаев Э.Б., Афанасьевский Е.А., Калашникова Т.М., Крючков В.Г., Майергойз И. и др.). Рассмотрение основных подходов к управлению региональным развитием (Александров И.Г., Кржижановский Г.М, Мосунов В.П., Никульников Ю.С., Пчелинцев О.С, Раевский СВ., Ронкин Г.С. и др.). Исторический обзор смены управленческих приоритетов в России и СССР (Севастьянов В., Бабурин В. и др.). | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. | ||||||
4.1. | Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. | Лекции | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. | Практические | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Знакомство с экономико-географическим прогнозированием как начальной стадии планирования. Изучение циклично-генетическая динамика в качестве современной парадигмы прогнозирования (Яковец Ю. и др). Выявление приоритетов в прогнозировании, горизонтов и уровней прогнозов. Рассмотрение методов и моделей прогнозирования. Сравнить интуитивные, изыскательские и нормативные методы прогнозирования. Использование деловых игр по экономической и социальной географии (Бабурин В.). Изучение комплексных схем решения и методов с обратной связью (Янч Э. и др.). Обзор работ Римского и Будапештского клубов. Изучение технологии прогнозирования и организации прогнозирования. Методы географического прогнозирования (ЗвонковаТ.В., Саушкин Ю.Г., Симонов Ю.Г., Спектор И.Р., Трофимов A.M. Шарыгин М.Д. и др.). | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Сущность государственного управления, основные виды и методы. Государственная политика. | ||||||
5.1. | Возникновение потребности в изучении государственного управления. Виды государственного управления и их различия. | Лекции | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Сущность государственного управления, основные виды и методы. Государственная политика. | Практические | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Оценить различные сущность, цели, содержание, задачи государственной политики в процессе государственного управления. Рассмотреть модели разработки государственной политики, виды и направления государственной политики в определенной сфере общественной жизни (финансовая, социальная, региональная, экономическая, аграрная и т. п.). Классифицировать государственную политику по характеру и. реализации: распределительная, перераспределительная, регулирующая, право-административная, внешнестратегическая, антикризисная. Соотнести уровни государственной политики: макроуровень, метауровень, микроуровень. Выявить факторы, влияющие на разработку и реализацию государственной политики в процессе государственного управления: эффективность реализации государственной политики и ее мониторинг (информационная система, аналитическая система, оперативная система). Определить различия в оценках организации. Выявить типы оценок: оценка процесса реализации, оценка результатов, оценка последствий, оценка эффективности. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Система организации государственного и муниципального управления в России. | ||||||
6.1. | Усложненный тип Российской Федерации, ее смешанный принцип федерализма. Понятие "муниципальное управление". | Лекции | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Система организации государственного и муниципального управления в России. | Практические | 3 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Классифицировать направления региональной политики и этапы ее становления. Изучить позитивный и негативный опыт реализации региональной политики. Рассмотреть пути совершенствования государственной региональной политики в России, возможности усиления региональных аспектов социально-экономической политики. Познакомиться с методами расчета трансфертов из ФФПР (введение объективных оценок бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов). Проанализировать направления ин-вестиционной деятельности государства по улучшению качества экономического пространства. Выявить системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интеграции. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мухаев Р.Т. | Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1.: Учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Мухаев Р.Т. | Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2.: учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Осейчук, В. И. | Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба государственной статитстики | http:// www.gks.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Алтайского края | www.altairegion22.ru | ||
Э3 | Официальный сайт Правительства России | www.gov.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Территориальное управление и стратегическое планирование» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Территориальное управление и стратегическое планирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Территориальное управление и стратегическое планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Территориальное управление и стратегическое планирование» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Территориальное управление и стратегическое планирование» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Территориальное управление и стратегическое планирование» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |