МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление городскими территориями
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с-х.н, доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление городскими территориями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний об управлении городскими территориями и практических навыков по планированию и развитию городских территориальных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ПК-2: способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основную информацию об объектах недвижимости и способы ее использования при управлении городскими территориями, о теоретических основах планирования и развития городских территорий, моделей самоорганизации, функционирования и развития урбанизированных территорий, нормативно-правовую базу формирования территорий населенных пунктов, сущность зонирования городских территорий; структуру органов местного самоуправления.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять принципы формирования органов местного самоуправления на территории населенных пунктов, использовать механизм взаимодействия элементов управления городом; использовать принципы формирования органов местного самоуправления на территории населенных пунктов; анализировать механизм взаимодействия элементов управления городом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами сбора и систематизации информации, ее использования в управлении городскими территориями, сущностью устойчивого развития городских территорий; знаниями разделов информационного обеспечения градостроительной деятельности в управлении городскими территориями; методикой приватизации государственного и муниципального имущества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Принципы и задачи управления землями города
1.1. Понятие «город» и его классификация. Градообразующие и градообслуживающие отрасли. Взаимосвязь градообразующих и градообслуживающих функций. Предмет и задачи управления как науки. Проблемы современной теории и практики управления территориями. Лекции 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Технологическая связь процесса управления городскими территориями с наукой ведения государственного кадастра недвижимости и с другими смежными науками. Необходимость применения ГИС-технологий при управлении городскими территориям. Практические 5 2 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Город как система. Задачи управления землями города. Мегаполис как таксономическая единица городского типа. Система управления инфраструктурой города. Управление землями города.Макро - и микроэкономический эффекты управления землями города Практические 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Принципы и задачи управления землями города Сам. работа 5 7 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Система муниципальных органов управления городскими территориями
2.1. Определение понятия управления. Принципы и методы административного управления. Иерархия и структура управления городскими территориями. Субъекты и объекты управления Лекции 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Экономические вопросы землепользования городских территорий. Принципы и правила осуществления основных сделок на рынке земли. Правила ведения торгов, аукционов по продаже муниципальной и государственной собственности. Барнаульская агломерация. Взаимодействие региональной и муниципальной власти. Практические 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Муниципальные органы управления земельной собственностью. Полномочия администрации по управлению и распоряжению муниципальным имуществом от имени местного самоуправления. Полномочия администрации по управлению и распоряжению муниципальным имуществом от имени местного самоуправления. Органы управления и их задачи Практические 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Система муниципальных органов управления городскими территориями Сам. работа 5 8 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Теория и практика управления городскими территориями.
3.1. Система регулирования землепользования как многокритериальная задача повышения социально-экономических, экологических условий проживания и развития производства на территориях городов. Рыночные механизмы формирования земельного рынка: анализ, мониторинг, прогнозирование использования земельных ресурсов. Зонирование - как один из способов управления пространственным развитием городских территорий. Лекции 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Практика применения экономического и функционального зонирования городских территорий на примере г. Барнаула. Генеральный план города как механизм регулирования и контроля землепользования. Баланс территории г. Барнаула. Комплексная оценка современного состояния территории и потенциала ее градостроительного развития Практические 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Теория и практика управления городскими территориями Сам. работа 5 8 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Социально-экономическое развитие муниципального образования
4.1. Определение основных направлений социально-экономического развития территории на основе составления комплексных программ. Лекции 5 2 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Обеспечение устойчивого развития муниципального образования. Критерии оценки эффективности систем управления территориями. Практические 5 2 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Социально-экономическое развитие муниципального образования Сам. работа 5 8 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Технологические аспекты муниципального управления городскими территориями.
5.1. Идентификация проблем и решение задач функционального развития, отдельно взятой городской территории с позиций системного подхода. Технология сбора, обработки и идентификации информации, о функционировании отдельно взятой городской территории. Лекции 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Техника фиксирования, противоречий и формулирование проблем развития данной территории с постановкой цели. Техника «мозгового штурма» генерации инновационных подходов при принятии решения в процессе планировании соответствующих мероприятий, способствующих выводу на новый уровень развития данной территории. Практические 5 4 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Технологические аспекты муниципального управления городскими территориями. Сам. работа 5 8 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Подготовка к экзамену Экзамен 5 27 ОК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Макэлрой К. Управление недвижимостью: Попурри, Минск, 2010
Л1.2 Гладун Е.Ф. Управление земельными ресурсами: учебник и практикум для академиче-ского бакалавриата: М.: Издательство Юрайт, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильева Н. В. Основы землепользования и землеустройства: учебник и практикум для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/osnovy-zemlepolzovaniya-i-zemleustroystva-388884
Л2.2 С. Н. Максимов. Управление недвижимостью: учебник и практикум для академического ба-калавриата: М. : Издательство Юрайт, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Управление городскими территориями»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Управление городскими территориями» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Управление городскими территориями» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Управление городскими территориями» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Управление городскими территориями» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Управление городскими территориями»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.