МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление земельными ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-3-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 180
самостоятельная работа 198
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6, 7
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 18 16 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 18 18 72 72
Практические 36 36 24 24 24 24 24 24 108 108
Сам. работа 54 54 66 66 39 39 39 39 198 198
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление земельными ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов понимания механизма функционирования системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами, формирование значимости земельных ресурсов в развитии территории, знания структуры и особенностей земельных ресурсов как объекта исследования и управления, овладение знаниями о механизме управления земельными ресурсами, о методах исследования, мониторинга и анализа процессов управления земельными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
ПК-9 способностью использовать знания о принципах, показателях и методиках кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости
ПК-11 способностью использовать знания современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы систем управления, понятие и свойства системы, структуру и классификацию систем управления, законы и функции системы управления и связывающие процессы, а также классификацию методов управления; основные понятия, используемые при управлении земельными ресурсами, объекты и субъектов системы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости и принципы функционирования, методы и механизмы управления земельными ресурсами; концепцию управления земельными ресурсами Российской Федерации, составляющие системы управления земельными ресурсами на федеральном, региональном и местном уровне, особенности управления земельными ресурсами различных административно-территориальных образований, современные методики и технологии мониторинга земель.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания об основных функциях, классификациях, методах управления при управлении земельными ресурсами, а также при проведении работ связанных с землеустройством и кадастрами; оперировать профессиональной терминологией, использовать методы землеустройства, данные единого государственного реестра недвижимости, мониторинга земель и государственного земельного надзора в системе управления земельными ресурсами, применять полученные теоретические знания при обосновании принятия управленческих решений; выбирать способ управления земельными ресурсами в зависимости от специфики объекта, учитывать принадлежность объекта управления конкретному уровню управления земельными ресурсами, определять очередность проведения управленческих мероприятий, умеет использовать данные полученных в результате проведения мониторинга земель и недвижимости при принятии управленческих решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования современных технологий при технологий кадастровых и землеустроительных работ при управлении земельными ресурсами; представлениями об основных концепциях, стратегиях, программах развития земельных ресурсов, навыками определения эффективности системы управления земельными ресурсами, навыками и приемами разработки управленческих решений в области земельных ресурсов; представлениями о различных функциях системы управления земельными ресурсами, навыками планирования и организации при управлении земельными ресурсами, представлениями о мотивации, контроле и координации при управлении земельными ресурсами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные теоретические положения систем управления.
1.1. Основные понятия системы управления. Законы, принципы, функции и цели систем управления. Классификация методов и видов управления. Лекции 4 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Теоретические основы систем управления. Система и ее свойства. Структура системы управления. Классификация структур управления. Законы управления. Функции системы управления и связывающие процессы. Классификация методов управления. Практические 4 5 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основные теоретические положения систем управления. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Теоретические основы управления земельными ресурсами.
2.1. Понятие управления. Системы управления. Принципиальная схема систем управления. Основные функции системы управления. Понятие управление земельными ресурсами (УЗР). Принципиальная схема процесса УЗР. Объект, субъекты, предмет, цель, задачи и функции УЗР. Виды УЗР. Методы УЗР. Общее государственное управление. Ведомственное (отраслевое) управление. Муниципальное управление. Частное (внутрихозяйственное) управление. Лекции 4 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Основные понятия системы управления земельными ресурсами. Понятие системы УЗР. Составные части системы УЗР. Функции УЗР. Объекты и субъекты УЗР. Понятие землевладения и землепользования. Виды УЗР. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Теоретические основы управления земельными ресурсами. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Земельные ресурсы как объект управления.
3.1. Понятие земельных ресурсов. Основные характеристики земельных ресурсов (площадь, качественный состав и др.). Земельно-ресурсный потенциал. Распределение земельного фонда по категориям земель. Распределение по угодьям. Характеристика качественного состояния земель. Специфика земель различных категорий как объектов управления. Специфика управления на землях сельскохозяйственного назначения. УЗР на землях населенных пунктов, ООПТ и др. Лекции 4 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Земельные ресурсы как объект управления. Понятие земельного фонда и категории земель его формирующие. Специфика земель сельскохозяйственного назначения. Специфика земель населенных пунктов. Специфика земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Специфика земель промышленности, транспорта и иного специального назначения. Специфика земель водного фонда. Специфика земель лесного фонда. Специфика земель запаса. Понятие земельных угодий. Их виды. Практические 4 5 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Земельные ресурсы как объект управления. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.
4.1. Организационная структура управления земельными ресурсами. Функции органов управления земельными ресурсами. Классификация источников права в области управления земельными ресурсами. Лекции 4 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Нормативно-правое регулирование системы УЗР. Земельный кодекс РФ. Лесной кодекс РФ. Водный кодекс РФ. ФЗ «О землеустройстве». ФЗ «О государственной регистрации недвижимости. Нормативно-правовые акты Алтайского края в области УЗР. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Органы управления земельными ресурсами. Федеральные законодательные органы. Федеральные исполнительные органы общей компетенции. Федеральные исполнительные специальные (ведомственные) органы. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Подведомственные учреждения и предприятия Росреестра и их роль в управлении земельными ресурсами. Структура подведомственных организаций. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» ФГУП «Ростехинвентаризация–федеральное БТИ». Практические 4 5 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Экономический механизм управления земельными ресурсами.
5.1. Экономические регуляторы системы УЗР. Основные формы платы за землю. Формирование рыночного оборота земли. Лекции 4 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Расчет основных платежей за землю. Земельный налог. Арендная плата. Плата за право аренды. Компенсационные платежи при изъятии земель. Штрафные платежи за экологический ущерб. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Развитие рынка земель в Российской Федерации. Предпосылки развития рынка земель в нашей стране. Формирование и развитие рынка земель в городах и других населенных пунктах. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения. Практические 4 5 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Экономический механизм управления земельными ресурсами. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Система методов управления земельными ресурсами в РФ.
6.1. Понятие о методах управления. Методы УЗР. Классификация методов УЗР. Лекции 4 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Система методов управления земельными ресурсами в РФ. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Мониторинг земель.
7.1. Понятие государственного мониторинга земель как информационной системы для принятия решений по УЗР. Основные подсистемы мониторинга земель: правового режима, использования земель, качества земель. Использование данных мониторинга при УЗР. Государственное регулирование мониторинга. Федеральные, региональные и муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель. Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Сбор, обработка и хранение информации о земельных ресурсах. Сбор информации о состоянии земель, о использовании земель. Обработка информации о земельных ресурсах. Хранение информации о земельных ресурсах. Практические 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Состав и содержание работ по государственному мониторингу земель. Сбор сведений о земле. Организация работ. Обобщение данных, анализ результатов. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.4. Мониторинг земель. Сам. работа 5 13 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Землеустройство.
8.1. Понятие землеустройства. Землеустройство в системе УЗР. Система землеустройства в РФ: период 90-х годов (трансформация из советской системы землеустройства), 2000-е годы (формирование современной системы землеустройства). Основные направления государственного регулирования проведения землеустройства в РФ. Совершенствование институциальной системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством. Установление порядка проведения землеустройства, состава, видов и содержания землеустроительных работ. Документы, получаемые в результате землеустройства и их использование при УЗР. Организация и проведение государственного землеустройства. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере землеустройства.Государственное управление землеустройством.Контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий. Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Система землеустройства. Система землеустройства РФ в период 90-х годов XX века. Формирование современной системы землеустройства. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Порядок проведения землеустройства. Порядок проведения землеустройства (подготовительные работы; составление проекта землеустройства; рассмотрение и утверждение проектной документации; перенесение проекта в натуру (на местность); оформление и выдачу землеустроительных материалов и документов; авторский надзор за выполнением проекта собственниками земли, землевладельцами и землепользователями). Состав землеустроительных действий различных видов землеустроительных работ. Документы, получаемые в результате землеустройства и их использование при УЗР. Практические 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.4. Землеустройство. Сам. работа 5 13 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Государственный кадастр недвижимости и система государственной регистрации прав.
9.1. Понятие ГКН. ГКН как составная часть системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Составные части ГКН. Цель ведения ГКН в системе УЗР. Сведения ГКН, используемые при УЗР. Кадастровые сведения. Кадастровые инженеры. Документы ГКН, содержащие сведения для УЗР. Информационное взаимодействие в системе ведения ГКН. Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Состав сведений ГКН, необходимых для УЗР и порядок их создания. Состав сведений ГКН об объекте недвижимости. Состав сведений ГКН о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, о границах муниципальных образований, о границах населенных пунктов. Состав сведений ГКН о проекте межевания территорий. Состав сведений ГКН о кадастровом делении. Состав сведений ГКН о поверхностных водных объектах. Состав сведений ГКН о картографической и геодезической основе кадастра. Порядок подготовки сведений для внесения в ГКН. Практические 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.3. Государственный кадастр недвижимости и система государственной регистрации прав. Сам. работа 5 13 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 10. Государственный земельный надзор.
10.1. Государственный контроль за использованием и охраной земель как функция управления. Виды надзора (контроля). Государственный земельный надзор за землями различных категорий. Органы, ответственные за проведение надзора. Государственные земельные инспекторы. Муниципальный земельный контроль. Лекции 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
10.2. Основные понятия системы контроля (надзора) за использованием земель. Основания для проведения контроля (надзора) за использованием земель. Виды правонарушений. Органы, ответственные за проведение контроля (надзора) за использованием земель. Понятие проверок использования земель. Виды проверок. Практические 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
10.3. Государственный земельный надзор. Виды правонарушений, на предотвращение которых направлены действия по государственному земельному надзору. Виды дисциплинарных взысканий. Виды правонарушений в области использования земель. Практические 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
10.4. Муниципальный земельный контроль. Органы муниципального земельного контроля и их полномочия. Порядок проведения муниципального земельного контроля. Порядок применения наказаний по результатам муниципального земельного контроля. Практические 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
10.5. Порядок расчета штрафов за нарушение земельного законодательства. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
10.6. Государственный земельный надзор. Сам. работа 5 13 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 11. Реализация функций управления земельными ресурсами.
11.1. Управление как процесс, состоящий из функций. Функции управления: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, контроль. Связывающие процессы: коммуникация (обмен информацией, принятие решений. Лекции 5 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
11.2. Реализация функций управления земельными ресурсами. Сам. работа 5 14 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 12. Прогнозирование использования земельных ресурсов.
12.1. Понятие прогнозирования. Классификация прогнозов. Задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Прогнозирование в условиях многообразия форм собственности на землю. Методы прогнозирования. Организация разработки прогнозов использования земельных ресурсов. Процесс прогнозирования. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
12.2. Методы землеустроительных прогнозов использования земель сельскохозяйственного назначения региона. Методы землеустроительных прогнозов использования земель сельскохозяйственного назначения региона. Классификация методов прогнозирования. Методы экстраполяции. Методы экспертных оценок. Методы моделирования. Практические 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
12.3. Задачи, содержание принципы разработки долгосрочных прогнозов использования земель. Прогнозирование потребности в землях для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных нужд. Зарубежный опыт прогнозирования использования земельных ресурсов. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
12.4. Прогнозирование резервов земель для сельскохозяйственного освоения. Изыскания резервов земель для сельскохозяйственного освоения. Анализ резервов земельных ресурсов. Методология исследования резервов. Методика выявления земель для сельскохозяйственного освоения земель. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
12.5. Прогнозирование резервов земель для несельскохозяйственного освоения. Изыскания резервов земель для несельскохозяйственного освоения. Анализ резервов земельных ресурсов. Методология исследования резервов. Методика выявления земель для несельскохозяйственного освоения земель. Практические 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
12.6. Прогнозирование использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 7 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 13. Планирование использования земельных ресурсов.
13.1. Понятие планирования. Задачи планирования использования земельных ресурсов. Функции планирования использования земельных ресурсов. Методы и приемы планирования использования земельных ресурсов. Документы планирования использования земель. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
13.2. Анализ использования земельных ресурсов в целях перспективного планирования. Анализ состава, размера и структуры земельных угодий, интенсивности и эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения. Анализ экономической эффективности возделывания основных товарных и кормовых культур, экономическая оценка структуры посевных площадей. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
13.3. Планирование использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 14. Организация использования земельных ресурсов.
14.1. Организация использования земель. Понятие рационального использования. Критерии рациональности использования земель. Система землеустроительного обеспечения организации рационального использования земельных ресурсов: разработка прогнозов и программ использования и охраны земель; схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства на различных уровнях; проектов территориального землеустройства; проектов внутрихозяйственного землеустройства; рабочих проектов на отдельные участки и мероприятия. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
14.2. Программы использования и охраны земель. Основание для разработки программы. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Мероприятия программы. Контроль за исполнением программы. Практические 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
14.3. Организация использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 15. Координация, мотивация и контроль использования земельных ресурсов.
15.1. Взаимодействие органов, ответственных за организацию рационального использования земель, координация их деятельности. Мотивация субъектов к организации рационального использования земель. Способы мотивации. Развитие государственной системы наблюдений и контроля за использованием и охраной земель в России. Система органов государственного контроля за использованиемземель и их охраной. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
15.2. Стимулирование землепользователей к организации рационального использования земельных ресурсов. Правовые методы стимулирования использования земельных ресурсов (права и обязанности землепользователей, порядок изъятия земель). Экономические методы стимулирования. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
15.3. Координация, мотивация и контроль использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 16. Принятие управленческих решений и их информационное обеспечение.
16.1. Характеристика и значение информации для УЗР. Характеристика информации. Понятие информационного обеспечения системы УЗР. Понятие управленческого решения. Способы принятия управленческих решений. Порядок принятия управленческого решения при УЗР. Лекции 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
16.2. Основные этапы принятия решения по УЗР1. Постановка задачи, поиск информации, определение объекта управления и связанных с ним структур. Определение круга пользователей и определение запросов землепользователей. Накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления. Расчет возможной эффективности. Осуществление пилот-проекта. Расчет фактической эффективности или ее моделирование, выбор варианта и принятие управленческого решения. Практические 6 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
16.3. Принятие управленческих решений и их информационное обеспечение. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
16.4. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 17. Концепция управления земельными ресурсами РФ.
17.1. Концепция УЗР в РФ. Цель и задачи Генеральной схемы землеустройства РФ, принципы ее составления и обоснования. Составные части Генеральной схемы землеустройства РФ. Порядок оформления, экспертизы, согласования и утверждения Генеральной схемы землеустройства РФ. Лекции 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
17.2. Проект «Концепции управления земельными ресурсами и землеустройства сельских территорий Российской Федерации» от 29 марта 2013 года. Характеристика проблемной ситуации. Прогноз развития проблемной ситуации в области использования земель и их охраны. Система рекомендуемых мероприятий. Ожидаемые результаты реализации мероприятий. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
17.3. Концепция управления земельными ресурсами РФ. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 18. Управление земельными ресурсами на уровне субъекта РФ.
18.1. Понятие субъекта РФ. Земельный фонд субъекта РФ. Уровни УЗР в субъекте РФ. Организационная структура УЗР в соответствии с принадлежностью органов к уровню управления (федеральные, региональные, местные). Распределение полномочий по УЗР между органами различных уровней. Документы, используемые при УЗР на уровне региона (схема землеустройства субъекта РФ, схема территориального планирования субъекта РФ). Особенности управления землями различных категорий субъекта РФ. Лекции 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
18.2. Земельный фонд Алтайского края. Общая характеристика земельного фонда края. Распределение земель края по категориям, угодьям. Распределение земель края по формам собственности. Качественная характеристика земель края. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
18.3. Система органов управления земельными ресурсами в Алтайском крае. Федеральные органы УЗР (Управление Росреестра по АК). Региональные органы УЗР (Главное управление имущественных отношений АК, Главное управление сельского хозяйства). Практические 7 2 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
18.4. Управление земельными ресурсами на уровне субъекта РФ. Сам. работа 7 7 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 19. Управление земельными ресурсами на уровне муниципального образования.
19.1. Понятие муниципального образования. Типы муниципальных образований. Территория муниципального образования. Органы УЗР в муниципальном образовании. Мероприятия по УЗР в муниципальном образовании. Документальное обеспечение системы УЗР на уровне муниципалитета. Лекции 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
19.2. Управление земельными ресурсами в муниципальном районе. Муниципальные органы УЗР. Порядок распоряжения муниципальными землями. Организация торгов по продаже в аренду или собственность земельных участков. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
19.3. Управление земельными ресурсами на уровне муниципального образования. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 20. Особенности управления земельными ресурсами в городах и городских агломерациях.
20.1. Земельные ресурсы городов как объект управления. Понятие городского округа. Граница города. Граница городского округа. Особенности использования земли для различных сфер жизнедеятельности (социальная, жилая, промышленная). Разрешенное использование. Генеральный план. Градостроительное зонирование. Правила землепользования и застройки. основные мероприятия системы управления земельными ресурсами в городе. Понятие городской агломерации. Использование земель в агломерациях (лекция) Лекции 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
20.2. Управление земельными ресурсами в городах Алтайского края. Муниципальные органы УЗР. Порядок распоряжения муниципальными землями. Организация торгов по продаже в аренду или собственность земельных участков. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
20.3. Управление земельными ресурсами в Барнаульской агломерации. Общая организация использования земель в агломерации. Развитие жилой функции на территории агломерации. Развитие промышленной функции на территории агломерации. Развитие территорий инженерной и транспортной инфраструктуры. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
20.4. Особенности управления земельными ресурсами в городах и городских агломерациях. Сам. работа 7 7 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 21. Определение эффективности системы управления земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
21.1. Понятие эффекта и эффективности системы УЗР. Виды эффективности УЗР. Факторы, влияющие на эффективность управленческого решения. Критерии эффективности системы УЗР. Показатели эффективности системы УЗР. Методика определения эффективности системы УЗР. Определение доли участия системы УЗР в поступлении платежей за землю. Лекции 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
21.2. Критерии и виды эффективности УЗР. Виды эффективности УЗР. Уровни эффективности УЗР. Классификация критериев эффективности системы УЗР. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
21.3. Определение эффективности системы управления земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 22. Управление земельными ресурсами в зарубежных странах.
22.1. Общие положения функционирования системы УЗР в зарубежных странах. Государственное регулирование УЗР в развитых странах. Особенности УЗР в странах с переходной экономикой. Лекции 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
22.2. Управление земельными ресурсами в странах Западной Европы. Германия. Великобритания. Франция. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
22.3. Управление земельными ресурсами в странах Восточной Европы. Венгрия. Болгария. Эстония, Литва. Практические 7 3 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
22.4. Управление земельными ресурсами в зарубежных странах. Сам. работа 7 7 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
22.5. Подготовка к экзамену. Экзамен 7 27 ОПК-3, ПК-9, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гладун Е.Ф. Управление земельными ресурсами: учебник и практикум для академиче-ского бакалавриата: М.: Издательство Юрайт, 2016 urait.ru
Л1.2 Васильева Н. В. Основы землепользования и землеустройства: учебник и практикум для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макэлрой К. Управление недвижимостью: Попурри, Минск, 2010
Л2.2 С.Н. Максимов. Управление недвижимостью: учебник и практикум для академического бакалавриата: М.: Издательство Юрайт, 2016 urait.ru
Л2.3 С.Н. Волкова. В.С, Кислова Управление земельными ресурсами, земельный кадастр, землеустройство и оценка земель (зарубежный опыт) : М.: Технология ЦД, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картогра-фии) – актуальная нормативно-правовая информация об управлении земельными ре-сурсами в Российской Федерации. rosreestr.ru
Э2 Курс в Moodle «Управление земельными ресурсами» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Управление земельными ресурсами»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Управление земельными ресурсами» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Управление земельными ресурсами» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Управление земельными ресурсами» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Управление земельными ресурсами» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Управление земельными ресурсами»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.