Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.06.01. Биологические науки |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 06_06_01_Биологические науки-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20 | 20,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 | 28 | 28 |
Сам. работа | 46 | 46 | 19 | 19 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Овладение знаниями об особенностях организации и управлении научными исследованиями, получении знаний по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладении навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности |
ПК-3 | cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы комплексного процесса научного исследования; современные подходы в научных исследованиях; основы системного понимания в профессиональной области; требования к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию научного исследования; использовать оригинальные подходы для развития научных знаний на современном уровне; оформлять и продвигать научные достижения в виде публикаций;демонстрировать системное понимание в профессиональной области и реализовывать в научной работе требования к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | осуществления комплексной научно-исследовательской работы с опорой на современные подходы; получения научных результатов, удовлетворяющим установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук; оформления результатов научного исследования в виде публикаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ | ||||||
1.1. | Философско-психологические и системотехнические основания методологии науки | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Науковедческие основания методологии науки | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Структура научного знания | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Структурные компоненты деятельности | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Этические и эстетические основания методологии науки | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Нормы научной этики | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Роль науки в современном обществе | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
2.1. | Особенности научной деятельности | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Индивидуальная и коллективная научная деятельность | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Принципы научного познания | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Сравнительная характеристика двух эпох развития науки | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Логика выделения принципов научного познания | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
3.1. | Средства научного исследования | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Средства познания | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Методы научного исследования | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Виды теоретических и эмпирическиъ методов познания | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Научное моделирование и прогнозирование | Сам. работа | 2 | 26 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Зачет с оценкой | 2 | 0 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
4.1. | Фаза проектирования научного исследования | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Стадии и этапы проектирования научного исследования | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Технологическая фаза научного исследования | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Проверка построенной научной гипотезы | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Рефлексивная фаза научного исследования | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Преемственность научного знания | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Особенности реализации научно-исследовательского проекта | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
5.1. | Специфика совместной научно-исследовательской деятельности | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Организация внедрения полученных результатов в практику | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Общие правила ведения научных дискуссий | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
6.1. | Особенности подготовки, написания и оформления научных публикаций | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Оформление научной публикации по теме исследования в соответствии с требованиями | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Подготовка научной публикации по теме исследования | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК | ||||||
7.1. | Основные требования к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Работа с нормативными документами ВАК, регламентирующими защиту диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Подробное изучение требований к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Экзамен | 3 | 27 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.М. Новиков; Д.А. Новиков | Методология научного исследования: Учебное пособие | Москва : Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Шкляр, М. Ф. | Основы научных исследований: учебное пособие | Москва: Дашков и Ко, 2020 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Г. Сидякин, Д. И. Сотников, А. М. Сташков | Основы научных исследований. Биология.: учеб. пособие для вузов | Высш. шк., 1987 | 25 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
В ходе изучения учебной дисциплины "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" аспиранты получают знания об особенностях организации и управлении научными исследованиями, знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладевают навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий. В процессе изучения курса "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" аспиранты должны ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия и самостоятельная работа. Лекции проводятся с целью получения и углубления знаний аспирантами. Практические занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к практическому занятию аспиранту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим аспирантом. В процессе работы с учебной и научной литературой аспирант может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение изучения дисциплины "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется во втором семестре в форме зачета, по завершению изучения дисциплины в третьем семестре в форме экзамена. |