МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Биологические науки-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Силантьева Марина Михайловна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение знаниями об особенностях организации и управлении научными исследованиями, получении знаний по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладении навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы комплексного процесса научного исследования; современные подходы в научных исследованиях; основы системного понимания в профессиональной области; требования к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию научного исследования; использовать оригинальные подходы для развития научных знаний на современном уровне; оформлять и продвигать научные достижения в виде публикаций;демонстрировать системное понимание в профессиональной области и реализовывать в научной работе требования к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.осуществления комплексной научно-исследовательской работы с опорой на современные подходы; получения научных результатов, удовлетворяющим установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук; оформления результатов научного исследования в виде публикаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
1.1. Философско-психологические и системотехнические основания методологии науки Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Науковедческие основания методологии науки Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Структура научного знания Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Структурные компоненты деятельности Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Этические и эстетические основания методологии науки Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Нормы научной этики Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Роль науки в современном обществе Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Особенности научной деятельности Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Индивидуальная и коллективная научная деятельность Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Принципы научного познания Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Сравнительная характеристика двух эпох развития науки Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Логика выделения принципов научного познания Сам. работа 2 16 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Средства научного исследования Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Средства познания Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Методы научного исследования Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Виды теоретических и эмпирическиъ методов познания Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Научное моделирование и прогнозирование Сам. работа 2 26 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Зачет с оценкой 2 0 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Фаза проектирования научного исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Стадии и этапы проектирования научного исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Технологическая фаза научного исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Проверка построенной научной гипотезы Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Рефлексивная фаза научного исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Преемственность научного знания Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Особенности реализации научно-исследовательского проекта Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1. Специфика совместной научно-исследовательской деятельности Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Организация внедрения полученных результатов в практику Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Общие правила ведения научных дискуссий Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
6.1. Особенности подготовки, написания и оформления научных публикаций Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Оформление научной публикации по теме исследования в соответствии с требованиями Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Подготовка научной публикации по теме исследования Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК
7.1. Основные требования к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Работа с нормативными документами ВАК, регламентирующими защиту диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Подробное изучение требований к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.4. Экзамен 3 27 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Новиков; Д.А. Новиков Методология научного исследования: Учебное пособие Москва : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие Москва: Дашков и Ко, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Г. Сидякин, Д. И. Сотников, А. М. Сташков Основы научных исследований. Биология.: учеб. пособие для вузов Высш. шк., 1987 25
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения учебной дисциплины "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" аспиранты получают знания об особенностях организации и управлении научными исследованиями, знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладевают навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.
В процессе изучения курса "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" аспиранты должны ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия и самостоятельная работа. Лекции проводятся с целью получения и углубления знаний аспирантами. Практические занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к практическому занятию аспиранту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим аспирантом. В процессе работы с учебной и научной литературой аспирант может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение изучения дисциплины "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется во втором семестре в форме зачета, по завершению изучения дисциплины в третьем семестре в форме экзамена.