МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильМониторинг и планирование окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_МиПОС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих магистров теоретических знаний, представлений и прак-тических навыков в управлении социально-экономическим и пространственным развитием городов;
дать общие и специальные знания об управлении социально-экономическим и про-странственным развитием городских территорий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные теоретические основы и принципы управления социально-экономическим и территориальным развитием городов.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно использовать полученные знания и навыки для организации практических работ в различных структурах государственного, регионального и муниципального управления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными навыками и базовыми технологиями составления схем территориального планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация управления развитием города: российский и зарубежный опыт.
1.1. Особенности управления в городах РФ. Планирование как ключевой элемент организации управления развитием города. Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.2. Выявите особенности организации управления в городах разной величины и статуса (по материалам официальных интернет-сайтов российских и зарубежных городов). Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.3. Организация управления развитием города: российский и зарубежный опыт. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 2. Управление социально-экономическим развитием города.
2.1. Основные концепции социально-экономического развития города. Основные элементы и этапы управления социально-экономическим развитием. Сам. работа 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
2.2. Оцените эффективность организации управления на примере сравнительного анализа ряда малых городов РФ. Сам. работа 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 3. Управление территориальным развитием города.
3.1. Отечественный и зарубежный опыт территориального планирования развития городов. Генеральный план и другие виды градостроительного проектирования. Инструменты территориального Политика и механизмы преобразования городской среды. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.2. Описание распределения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти по управлению социально-экономическим развитием городов. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 4. Опыт организации и управления развитием городов.
4.1. Одноуровневые и двухуровневые модели управления, их недостатки и преимущества. Закрепленные полномочия по предоставлению услуг. Вы¬борность органов управления. Объем полномочий и финансовых ресурсов. Источники доходов, уровень самостоятельности бюджетов. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
4.2. Разработка проекта одной из целевых программ социально-экономического развития города (по выбору магистранта). Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 5. Интересы государства, бизнеса и населения при решении вопросов социально-экономических вопросов городов.
5.1. Общественно-частное, частно-государственное и некоммерческое партнерство. Схемы организации партнерства между основными факторами и поиск консенсуса городского сообщества. Особенности управления крупных городов, имеющих государственный ста-тус. Совмещение функций муниципалитета и государственной власти. Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
5.2. Интересы государства, бизнеса и населения при решении вопросов социально-экономических вопросов городов. Сам. работа 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 6. Особенности территориального управления городов России.
6.1. Распределение полномочий между федеральным, региональным и му¬ниципальным уровнями. Функции и сферы ответственности органов уп-равления разного уровня. Особенности развития местного самоуправле¬ния в городских поселениях разного статуса. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
6.2. Анализ особенностей зарубежной и российской практики управления муниципальными финансами городов. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 7. Иерархия функций управления в городах разного статуса.
7.1. Городские округа, городские поселения, города федерального значения, ЗАТО, наукограды. Особенности структуры управления отдельными отраслями хозяйства и социальной сферы в городах разной величины, статуса и функционального типа. Текущее (оперативное) управление и его организация. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
7.2. Оценка выполненных стратегических планов развития городов (по материалам доступных в интернете стратегических планов развития городов РФ). Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 8. Планирование как ключевой элемент организации управления развитием города.
8.1. Виды планирования: комплексное планирование (социально-экономическое планирование и разработка территориальных планов); программное, проектное и стратегическое планирование. Формы участия общественности в подготовке плановых документов. Особенности западного и российского подходов к планированию развития городов. Эволюция форм планирования российских городов: от кризисных к комплексным программам социально-экономического развития и стратегическим планам развития городов. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
8.2. Подготовка с использованием SWOT-анализа эскиз (проект) стратегического плана развития города (город должен быть выбран из числа муниципалитетов, не имеющих стратегических планов развития). Сам. работа 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 9. Основные концепции социально-экономического развития города.
9.1. Сравнительный анализ содержания генеральных планов развития городов (по материалам доступных в интернете генеральных планов 2-3 российских городов). Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
9.2. Переход от приоритетности экономики к пониманию роли и значения социальной составляющей в развитии города. Основные современные кон-цепции развития города: городской маркетинг, городское предпринима¬тельство и устойчивое развитие. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 10. Основные элементы и этапы управления социально-экономическим развитием.
10.1. Бюджетные, программные и проектные механизмы политики социально-экономического развития. Разработка социально-экономической политики, планирование социально-экономического развития (текущее, краткосрочное; среднесрочное, долгосрочное), реализация планов развития. Политика по развитию городской инфраструктуры и отдельных отраслей городской экономики (промышленная, социальная, жилищная, земельная и др.). Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
10.2. Оценка российской и зарубежной практики партнерства власти, бизнеса и населения в процессе управления социально-экономическим развитием городов. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 11. Программы социально-экономического развития города.
11.1. Цели и этапы создания; процедуры и сценарии развития. Комплексные программы социально-экономического развития. Специализированные программы развития и их виды (поддержка предпринимательства и организация маркетинговой политики города; совершенствование использования муниципальной собственности; поддержка малого бизнеса; совершенствование управления использованием бюджета; развитие ЖКХ; развитие городского пассажирского транспорта; совершенствование социальной поддержки населения и др.). Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
11.2. Основные инструменты территориального планирования городов Сам. работа 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 12. Финансовые основы управления городом.
12.1. Структура собственных финансовых источников и трансфертов. Права муниципалитетов по введению и администрированию местных налогов и платежей. Финансовые механизмы по увеличению расходов бюджета на цели развития (вложения в инфраструктуру, бюджеты развития и др.). Подходы к стимулированию отдельных видов деятельности через налоговую систему. Инвестиционные, налоговые, бюджетные кредиты. Долг как инструмент финансовой политики муниципалитета. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
12.2. Зарубежная и российская практика управления муниципальными финансами городов. Финансовые ресурсы и принципы формирования бюджетов городов в РФ. Налоговая политика и значение отдельных видов налогов в формировании доходов территориальных бюджетов городских округов и городских поселений. Структура расходов муниципальных бюджетов городских поселений в России. Привлечение граждан к участию в бюджетном процессе. Сам. работа 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 13. Отечественный и зарубежный опыт территориального планирования развития городов.
13.1. Оценка сложившейся в РФ практики взаимосвязи различных видов плановых документов по управлению социально-экономическим и территориальным развитием городов. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
13.2. Методы и процедуры территориального планирования в разных странах. Законодательное обеспечение территориального планирования раз¬вития городов в РФ. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области территориального планирования развития городских поселений. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
13.3. Нормативная база и система документации по планированию территорий городов в РФ. Методология, порядок разработки и согласования генеральных планов городских поселений в РФ. Согласование интересов основных факторов в процессе градостроительного развития территории; возможности и процедуры учета общественного мнения. Сам. работа 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 14. Политика и механизмы преобразования городской среды.
14.1. Политика городских властей по развитию территорий разного функционального назначения (производственных, селитебных, коммунально-складских, рекреационных и др.). Гуманизация городской среды и механизмы создания пространства для комфортной деятельности населения. Роль экологических и социальных императивов в создании новых культурных городских ландшафтов. Программы по реорганизации отдельных депрессивных частей города и механизмы их реализации. Реконструкция центра и развитие локальных центров городских районов. "Промежуточное" использование территорий как этап на пути трансформации. Экономические мотивации к изменению функции места и городской среды. Норма «несоответствующего использования», взаимосвязь стоимости недвижимости и разрешенного вида функционального использования территории. Защита исторических и природоохранных зон города от застройки, диктуемой рынком. Практические 2 3 ПК-2, ПК-3 Л1.1
14.2. Политика и механизмы преобразования городской среды. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 15. Стратегическое развитие и стратегическое планирование развития городов.
15.1. Стратегическое развитие и планирование как интегральное направление управления социально-экономическим и территориальным развитием города. Этапы стратегического планирования: диагностика проблем и барьеров, выделение приоритетных целей, определение механизмов реализации и оценка результатов. Стратегическое планирование и генеральные планы развития городов. Разработка программ социально-экономического развития и стратегического плана. План стратегического развития города: методология разработки и со¬став плана (анализ социально-экономического положения города; стратегические направления развития с применением SWOT-анализа; механиз¬мы и этапы реализации). Анализ опыта разработки и применения планов стратегического развития на примере отдельных городов РФ. Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
15.2. Закрепление в различных документах полномочий и функций, за планирование размещения и функционирование которых отвечают разные уровни публичной власти. Взаимосвязь документов социально-экономического и территориального планирования. Взаимосвязь различных видов плановых документов по управлению развитием города: плана социально-экономического развития, генерального плана развития города, финансового плана, плана развития муниципального хозяйства, плана управления муниципальным имуществом, плана развития социальной сферы. Определение долгосрочных перспектив и интересов развития города в документах территориального и стратегического планирования и их детализация в средне- и краткосрочных планах и программах развития. Сопряжение принятых планов и программ по срокам, целям и финансовым возможностям их реализации. Определение приори¬тетов и объемов финансирования для обеспечения выполнения различных функций в документах социально-экономического планирования. Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
15.3. Подготовка к экзамену. Экзамен 2 27 ПК-2, ПК-3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 1.: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг. www.gisa.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края. www.altairegion22.ru
Э3 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ www.consultant.ru
Э4 Курс в Moodle «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.