МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование фундаментальных знаний о задачах экологического мониторинга, его назначении, содержании, методах организации мониторинга с учетом особенностей различных видов хозяйственной деятельности,
систематизация знаний о видах воздействия на окружающую среду, типах мониторинга,
формирование представлений о современном состоянии окружающей среды с учетом возрастающего антропогенного воздействия на нее.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ПК-8: способностью использовать знание современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости современных географических и земельно-информационных системах (далее - ГИС и ЗИС)
ПК-11: способностью использовать знания современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы экологического мониторинга; основные критерии оценки окружающей природной среды; организацию мониторинга и систему методов наблюдения и наземного обеспечения проведения экологического мониторинга; современные концепции экологического мониторинга; уровни организации экологического мониторинга на территории РФ; современное законодательство, методические, нормативные и другие правовые документы, регулирующие правовые отношения в части экологического мониторинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять различные критерии оценки состояния окружающей среды; оценивать уровень антропогенного воздействия; оперировать профессиональной терминологией, изложенной нормативно-правовых актов; определять необходимые методы при проведении экологического мониторинга различных природных сред; анализировать основные нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и структуру ведения экологического мониторинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками необходимыми для освоения теоретических основ экологического мониторинга природной среды; информацией об методах экологического мониторинга различных сред; навыками определения уровней экологического неблагополучия территорий; информацией о применении современных методов наблюдений, наземного обеспечения, аэрокосмического и картографического мониторинга; информацией о современных методах и концепциях глобального, комплексного и национального мониторингов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга
1.1. Введение. Понятие мониторинга. Назначение мониторинга. Современные концепции. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Современные представления о мониторинге состояния природной среды. Понятие экологического мониторинга. Назначение экологического мониторинга. Концепции Ю.А.Израэля, И.П.Герасимова. Применение информации, полученной в результате экологического мониторинга в системе кадастров. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Научные основы экологического мониторинга Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Классификация видов мониторинга
2.1. Классификация видов мониторинга и их характеристика. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Геофизический мониторинг. Химический мониторинг. Ингредиентный мониторинг. Мониторинг источников загрязнения. Биологический мониторинг. Понятие биоиндикаторов. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Классификация видов мониторинга Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Критерии оценки состояния природной среды
3.1. Критерии оценки состояния природной среды. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Критерии оценки состояния природной среды. Допустимые нагрузки на биосферу. Принципы и нормы экологического нормирования. Понятие о современных нормативных показателях. ПДК и ПДВ. Компонентные и интегральные экологические показатели Практические 5 4 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Критерии оценки состояния природной среды Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Оценка степени антропогенных изменений природной среды.
4.1. Оценка степени антропогенных изменений природной среды. Обратные связи и управление. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Классы устойчивости экосистем Уровни экологического неблагополучия территорий. Критерии выделения уровней неблагополучия: химический анализ, ботанический, зоологический. Критерии ухудшения качеств почв. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Оценка степени антропогенных изменений природной среды. Сам. работа 5 9 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Глобальный экологический мониторинг
5.1. Глобальный экологический мониторинг (ГЭМ): организация, цели и задачи исследований Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.2. Организация, цели и задачи ГЭМ. Методы ГЭМ. Программа фонового исследования. Методы контроля. Комплексный фоновый мониторинг Практические 5 2 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Глобальный экологический мониторинг Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Мониторинг отдельных сред
6.1. Мониторинг отдельных природных сред. Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.2. Мониторинг состояния атмосферного воздуха. Организация системы наблюдения и контроля за состоянием атмосферы. Санитарно-гигиенические и экологические критерии. Мониторинг поверхностных и подземных вод. Мониторинг состояния почв. Понятие эколого-геологического мони-торинга. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.3. Мониторинг отдельных сред Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Система мониторинга в Российской Федерации
7.1. Национальный, региональный и локальный мониторинг Российской Федерации. Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.2. Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ). Концепция и системный проект ЕГСЭМ, их основные положения. Принцип организации регио-нального экологического мониторинга. Типовые проекты службы экологического мониторинга. Региональный мониторинг РФ. Локальный мониторинг. Экологический паспорт предприятия. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.3. Система мониторинга в Российской Федерации Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 8. Раздел 8. Автоматизированные системы контроля.
8.1. Автоматизированные системы контроля окружающей природной среды (АСКОС). Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.2. Основные функции и виды АСКОС. Информационные характеристики АСКОС. Информационно-аналитические системы. Аэрокосмический мониторинг. Моделирование процессов и применение ГИС-систем. Экологические информационные системы. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.3. Автоматизированные системы контроля. Сам. работа 5 9 ОПК-2, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Околелова, Г.С. Егорова Экологический мониторинг : учебное пособие Волгоград :ВолгГТУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255954
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие: Оренбург : ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Отто, О. В. Экология: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2042
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство природных ресурсов и экологии - актуальная информация о реализуемых программах охраны окружающей природной среды и о проведении экологического мониторинга http://www.mnr.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экологический мониторинг»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экологический мониторинг» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экологический мониторинг» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экологический мониторинг» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экологический мониторинг» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экологический мониторинг»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.