Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Геоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_ГиТ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | Получение студентами систематизированных знаний по целям, методам, организации экологического мониторинга и обучение навыкам организации и проведения мониторинговых исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-4 | способностью использовать современные методы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации при проведении научных и прикладных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы и механизмы обработки и интерпретации данных экологического мониторинга. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определить методическую основу исследования и объективно интерпретировать данные экологического мониторинга. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | системой современных методов обработки и интерпретации данных при проведении экологического мониторинга. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга и интерпретации данных. | ||||||
1.1. | Основные понятия об экологическом мониторинге. Назначение экологического мониторинга. Современные концепции экологического мониторинга. Экологический мониторинг и его значение в системе обеспечения экологической безопасности. Сложившаяся система экспедиционных, полустационарных, стационарных научных наблюдений | Лекции | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Основные понятия об экологиче-ском мониторинге. Назначение экологического мониторинга. Современные концепции экологического мониторинга. Экологиче-ский мониторинг и его значение в системе обеспечения экологической безопасности | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Научные основы экологического мониторинга и интерпретации данных. | Сам. работа | 2 | 11 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Методы и организация экологического мониторинга. | ||||||
2.1. | Методы и организация экологического мониторинга. Классификация видов экологического мониторинга. Критерии оценки состояния природной среды. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Организация геоэкологических исследований. Подготовительный период. Полевой период. Камеральный период. | Лекции | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Классификация видов экологического мониторинга. Критерии оценки состояния природной среды. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Методы и организация экологического мониторинга. | Сам. работа | 2 | 11 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Антропогенное воздействие на природную среду. | ||||||
3.1. | Антропогенное воздействие на природную среду. Типы загрязнителей. Принципы и нормы экологического нормирования. Понятие о современных нормативных показателях. ПДК и ПДВ. Компонентные и интегральные экологические показатели. | Лекции | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Типы загрязнителей. Понятие о современных нормативных показателях. ПДК и ПДВ. Компонентные и интегральные экологические показатели. | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Антропогенное воздействие на природную среду. | Сам. работа | 2 | 11 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Экологический мониторинг состояния природных сред. | ||||||
4.1. | Экологический мониторинг состояния природных сред. Понятие и принципы выбора индикатора. Классы устойчивости экосистем. Уровни экологического неблагополучия территорий. Критерии выделения уровней неблагополучия. | Лекции | 2 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Экологический мониторинг состояния природных сред: атмосфера, поверхностные воды, подземные воды, почвы, растительность. Понятие и принципы выбора индикатора. Классы устойчивости экосистем. Уровни экологического неблагополучия территорий. Критерии выделения уровней неблагополучия. | Практические | 2 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Экологический мониторинг состояния природных сред. | Сам. работа | 2 | 11 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Глобальный экологический мониторинг. | ||||||
5.1. | Понятие о глобальном экологическом мониторинге. Организация, цели и задачи глобального экологического мониторинга. | Лекции | 2 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Организация, цели и задачи глобального экологического мониторинга. | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Глобальный экологический мониторинг. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Комплексный экологический мониторинг. | ||||||
6.1. | Комплексный экологический мониторинг. Организация комплексного экологического мониторинга. | Лекции | 2 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Комплексный экологический мониторинг. Организация комплексного экологического мониторинга. | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Комплексный экологический мониторинг. | Сам. работа | 2 | 11 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Национальный экологический мониторинг Российской Федерации. Региональный экологический мониторинг. | ||||||
7.1. | Национальный мониторинг Российской Федерации. Региональный экологический мониторинг. Автоматизированные системы контроля окружающей среды. | Лекции | 2 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.2. | Региональный экологический мониторинг. Автоматизированные системы контроля окружающей среды. | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.3. | Национальный экологический мониторинг Российской Федерации. Региональный экологический мониторинг. | Сам. работа | 2 | 11 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кукин П.П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. | Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности.: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | О. Н. Барышникова, Г. И. Ненашева, Т. В. Антюфеева | Оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Белов П.Г., Чернов К.В. | Техногенные системы и экологический риск.: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Гидрохимические показатели состояния окружающей среды | ekollog.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экологический мониторинг и интерпретация данных» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |