МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг и интерпретация данных
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.;к.г.н., доцент кафедры физической географии и геоинформационных систем, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг и интерпретация данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение студентами систематизированных знаний по целям, методам, организации экологического мониторинга и обучение навыкам организации и проведения мониторинговых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способностью использовать современные методы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации при проведении научных и прикладных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и механизмы обработки и интерпретации данных экологического мониторинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.определить методическую основу исследования и объективно интерпретировать данные экологического мониторинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой современных методов обработки и интерпретации данных при проведении экологического мониторинга.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга и интерпретации данных.
1.1. Основные понятия об экологическом мониторинге. Назначение экологического мониторинга. Современные концепции экологического мониторинга. Экологический мониторинг и его значение в системе обеспечения экологической безопасности. Сложившаяся система экспедиционных, полустационарных, стационарных научных наблюдений Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные понятия об экологиче-ском мониторинге. Назначение экологического мониторинга. Современные концепции экологического мониторинга. Экологиче-ский мониторинг и его значение в системе обеспечения экологической безопасности Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Научные основы экологического мониторинга и интерпретации данных. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методы и организация экологического мониторинга.
2.1. Методы и организация экологического мониторинга. Классификация видов экологического мониторинга. Критерии оценки состояния природной среды. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Организация геоэкологических исследований. Подготовительный период. Полевой период. Камеральный период. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Классификация видов экологического мониторинга. Критерии оценки состояния природной среды. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Практические 2 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Методы и организация экологического мониторинга. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Антропогенное воздействие на природную среду.
3.1. Антропогенное воздействие на природную среду. Типы загрязнителей. Принципы и нормы экологического нормирования. Понятие о современных нормативных показателях. ПДК и ПДВ. Компонентные и интегральные экологические показатели. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Типы загрязнителей. Понятие о современных нормативных показателях. ПДК и ПДВ. Компонентные и интегральные экологические показатели. Практические 2 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Антропогенное воздействие на природную среду. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Экологический мониторинг состояния природных сред.
4.1. Экологический мониторинг состояния природных сред. Понятие и принципы выбора индикатора. Классы устойчивости экосистем. Уровни экологического неблагополучия территорий. Критерии выделения уровней неблагополучия. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Экологический мониторинг состояния природных сред: атмосфера, поверхностные воды, подземные воды, почвы, растительность. Понятие и принципы выбора индикатора. Классы устойчивости экосистем. Уровни экологического неблагополучия территорий. Критерии выделения уровней неблагополучия. Практические 2 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Экологический мониторинг состояния природных сред. Сам. работа 2 12 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Глобальный экологический мониторинг.
5.1. Понятие о глобальном экологическом мониторинге. Организация, цели и задачи глобального экологического мониторинга. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Организация, цели и задачи глобального экологического мониторинга. Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Глобальный экологический мониторинг. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Комплексный экологический мониторинг.
6.1. Комплексный экологический мониторинг. Организация комплексного экологического мониторинга. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Комплексный экологический мониторинг. Организация комплексного экологического мониторинга. Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Комплексный экологический мониторинг. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Национальный экологический мониторинг Российской Федерации. Региональный экологический мониторинг.
7.1. Национальный мониторинг Российской Федерации. Региональный экологический мониторинг. Автоматизированные системы контроля окружающей среды. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Региональный экологический мониторинг. Автоматизированные системы контроля окружающей среды. Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Национальный экологический мониторинг Российской Федерации. Региональный экологический мониторинг. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кукин П.П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности.: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/F82888EA-47E3-4D8F-87A0-3E3D42429185?
Л1.2 О. Н. Барышникова, Г. И. Ненашева, Т. В. Антюфеева Оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3490
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов П.Г., Чернов К.В. Техногенные системы и экологический риск.: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C08D89F0-C298-42D9-9881-CF2EAE872C9E/tehnogennye-sistemy-i-ekologicheskiy-risk
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гидрохимические показатели состояния окружающей среды http://ekollog.ru/gidrohimicheskie-pokazateli-sostoyaniya-okrujayushej-sredi-spr.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экологический мониторинг и интерпретация данных»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.