МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика недвижимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика недвижимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических представлений о недвижимости, как объекте рынка;
формирование методических и практических представлений об основных принципах функционирования рынка недвижимости;
формирование представлений о порядке регулирования рынка недвижимости.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью использовать знания о принципах, показателях и методиках кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы оценки объектов недвижимости и правовые основы ее регулирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методики оценки объектов недвижимости.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами технологии проведения оценки объектов недвижимости.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в экономику недвижимости
1.1. Недвижимость как экономическая категория. Основные понятия недвижимости. Признаки и характеристики недвижимости. Классификация объектов недвижимости. Лекции 4 1 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Критерии классификации объектов недвижимости. 1. Происхождение. 2. Назначение. 3. Масштаб. 4. Готовность к использованию. Практические 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Жизненный цикл недвижимости. 1. Понятие жизненного цикла. Основные фазы. 2. Этапы жизненного цикла. 3. Экономический, физический, хронологический возраст Практические 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Недвижимость как экономическая категория. Критерии классификации объектов недвижимости. Жизненный цикл недвижимости. Сам. работа 4 11 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Рынок недвижимости
2.1. Сущность и специфика рынка недвижимости. Основные понятия рынка недвижимости. Отличие рынка недвижимости от других рынков. Механизмы, функции и субъекты рынка недвижимости. Сегментация рынка недвижимости. Лекции 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Сегменты рынка недвижимости. 1. Рынок земельных участков. 2. Рынок офисных зданий, 3. Рынок жилой недвижимости, 4. Рынок складской недвижимости, 5. Рынок многофункциональной недвижимости. Практические 4 4 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Основы анализа рынка недвижимости. Виды анализа рынка недвижимости: отраслевой, корпоративный, оценочный, инвестиционный, потребительский. Последовательность действий при анализе рынка недвижимости. Лекции 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Этапы анализа рынка недвижимости.1. Способы сбора первичных данных. 2. Анализ полученных данных. 3. Составление прогноза развития рынка недвижимости. Практические 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Рынок недвижимости Сам. работа 4 11 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Государственное регулирование рынка недвижимости
3.1. Механизмы государственного регулирования рынка недвижимости. Необходимость государственного регулирования экономики. Роль государства на рынке недвижимости. Лекции 4 1 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Механизмы государственного регулирования рынка недвижимости. 1. Правовая основа современного рынка недвижимости. 2. Регулирование деятельности институциональных и профессиональных участников рынка недвижимости. 3. Государственный кадастровый учет и государственная регистра-ция прав на объекты недвижимости. 4. Налогообложение недвижимости. 5. Субсидирование недвижимости. Практические 4 4 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Государственное регулирование рынка недвижимости. Сам. работа 4 11 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Основы оценки стоимости объектов недвижимости
4.1. Понятие стоимости. Факторы стоимости. Спрос и предложение как основные факторы стоимости. Виды стоимости. Принципы оценки объектов недвижимости. Стадии процесса оценки объектов недвижимости. Лекции 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Основы технологии оценки стоимости объектов недвижимости 1. Сравнительный подход. 2. Затратный подход. 3. Доходный подход. Практические 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Элементы финансовой математики в оценке стоимости недвижимости. Основы временной теории денег. Функции денежной единицы. Функции стоимости аннуитета. Функции кредитных платежей. Лекции 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Применение функции сложного процента при временной оценке денежных потоков. Практические 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Основы оценки стоимости объектов недвижимости Сам. работа 4 11 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Операции (сделки) на рынке недвижимости
5.1. Гражданско-правовые сделки на рынке недвижимости. Виды сделок с недвижимостью. Купля-продажа недвижимости. Купля-продажа предприятия. Аренда зданий и сооружений. Аренда земли, аренда предприятия. Лекции 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Особенности совершения сделок на рынке недвижимости. 1. Особенности сделок купли-продажи. 2. Аренда и выкуп права аренды. Практические 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Финансирование недвижимости. Особенности процесса финансирования недвижимости. Механизм ипотечного кредитования недвижимости. Методы ипотечного кредитования недвижимости. Лекции 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Методы ипотечного кредитования. 1. Методы, предусматривающие выплату кредита на аннуитетной основе. 2. Кредиты с «шаровыми» платежами. 3. «Пружинный» кредит. 4. Кредит с участием. 5. Канадский ролловер. 6. Ипотека с обратным аннуитетом. 7. ипотека с регулируемой отсрочкой платежей. Практические 4 4 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Операции (сделки) на рынке недвижимости. Сам. работа 4 11 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Девелопмент (редевелопмент) недвижимости
6.1. Основные понятия девелопмента и редевелопмента недвижимости. Место девелопмента в системе управления недвижимостью. Принципы девелопмента. Виды девелопмента. Эффективность девелопмента. Понятие редевелопмента объектов недвижимости и территорий. Лекции 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Процесс девелопмента недвижимости. 1. Основные этапы девелоперского проекта. 2. Особенности кредитования инвестиций. Практические 4 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Девелопмент (редевелопмент) недвижимости. Сам. работа 4 11 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бердникова В.Н. Экономика недвижимости: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Максимов С.Н. Экономика недвижимости: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горемыкин В.А. Экономика недвижимости в 2 т. т.2. рынок земельных участков и управление недвижимостью: Учебник М : Издательство Юрайт, 2014 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 индикаторы рынка недвижимости - профессиональный аналитический портал, где представлен анализ рынка недвижимости и аналитические статьи от IRN.RU, в том числе прогнозы рынка недвижимости и индексы цен на недвижимость www.irn.ru
Э2 рынок недвижимости России. В разделе «мониторинг» этого сайта можно получить достоверную информацию о тенденциях развития рынка недвижимости в отдельных городах и регионах РФ. В разделе «библиотека» представлен набор публикаций по рынку недвижимости для свободного скачивания realtymarket.ru
Э3 Курс в Moodle «Экономика недвижимости» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономика недвижимости»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономика недвижимости» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономика недвижимости» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономика недвижимости» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономика недвижимости» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономика недвижимости»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Экономика недвижимости», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.