МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика предприятия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика предприятия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у обучающихся компетенций и приобретение знаний, необходимых для принятия решений в области инвестирования средств в производство, определения ценовой политики, текущего и перспективного планирования хозяйственной деятельности предприятий в сфере ландшафтной архитектуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие экономической устойчивости предприятия и критерии ее оценки; особенности создания и управления предприятием, специализирующемся на ландшафтной архитектуре, ландшафтном планировании и дизайне ландшафтов; факторы построения рациональной организационной структуры предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.провести оценку экономической устойчивости предприятия; рассчитывать издержки производства и себестоимость продукции; формировать и оценивать имущественный комплекс предприятия: активы и пассивы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания и управления предприятием, специализирующемся на ландшафтной архитектуре, ландшафтном планировании и дизайне ландшафтов; навыками управления запасами и движением товаров, логистики; навыками расчета текущих и капитальных расходов предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предприятие: классификация, виды, организационная структура.
1.1. Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности. Классификация предприятий и хозяйственных объединений. Классификация предприятий по формам собственности, по специализации и размерам, по организационно-правовым формам. Классические и инновационные виды хозяйственных объединений: мировой опыт и его использование в России Лекции 7 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Горизонтальное и вертикальное деление организации на функциональные сферы деятельности, формирование подразделений. Факторы построения рациональной организационной структуры предприятия Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Формы организации предприятий, специализирующихся на ландшафтной архитектуре, ландшафтном планировании и дизайне ландшафтов. Организационная структура фирмы. Организация труда в фирме. Процесс управления фирмой в условиях рынка. Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Организация рабочих мест. Дисциплина труда как элемент его организации. Организация производственного процесса Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Формы организации предприятий, специализирующихся на ландшафтной архитектуре, ландшафтном планировании и дизайне ландшафтов. Организационная структура фирмы. Сам. работа 7 9 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Функционирование предприятия. Основной капитал, активы и ресурсы.
2.1. Модель функционирования предприятия во внешней среде. Экономическая устойчивость предприятия и критерии ее оценки Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие планирования деятельности фирмы, специализирующейся на ландшафтной архитектуре, ландшафтном планировании и дизайне ландшафтов. Принципы планирования работ в организации. Предплановый прогноз и прогнозный сценарий. Основные типы планов в фирме. Методы планирования (бюджетный, балансовый, нормативный, графический, математический, статистический) в фирме Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Основной капитал и нематериальные активы предприятия. Ресурсы предприятия: состав и классификация. Имущество предприятия как совокупность ее ресурсов. Имущественный комплекс предприятия: активы и пассивы. Трудовые ресурсы. Информационные ресурсы, информационная система предприятия. Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Назначение и функции норм труда при производстве работ. Основные элементы, определяющие содержание норм труда. Виды норм труда и их характеристики. Структура нормы времени. Методы расчета норм труда Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Система оплаты труда. Понятие заработной платы и ее составляющие. Тарифные ставки (оклады). Надбавки стимулирующего характера. Премирование. Оплата труда при совмещении должностей, при выполнении обязанностей временно отсутствующих работников Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Система оплаты труда. Понятие заработной платы и ее составляющие. Тарифные ставки (оклады). Надбавки стимулирующего характера. Премирование. Сам. работа 7 9 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Цена. Ценовая политика предприятия. Состав и классификация затрат.
3.1. Цена, ее функции и виды. Ценовая политика предприятия. Издержки производства и себестоимость. Текущие и капитальные затраты предприятия. Состав и классификация затрат по экономическим элементам, статьям калькуляции. Управление запасами и движением товаров. Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие цены работ. Себестоимость проведения работ. Составление смет на производство работ. Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Понятие цены работ. Себестоимость проведения работ. Составление смет на производство работ. Сам. работа 7 9 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Управление предприятием ландшафтной архитектуры.
4.1. Логистика. Особенности создания и управления предприятием, специализирующемся на ландшафтной архитектуре, ландшафтном планировании и дизайне ландшафтов. Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Элементы проект-менеджмента при организации и планировании работ по ландшафтной архитектуре, ландшафтному планированию и дизайну ландшафтов. Понятие «проекта» в теории управления проектами (проект-менеджменте). Критерии отнесения результата работ (плана, проекта) к категории проекта. Схема процесса управления проектом в рамках фирмы. Организация производственного процесса в системе проект-менеджмента Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Особенности управление предприятием ландшафтной архитектуры. Сам. работа 7 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Подготовка к зачету. Сам. работа 7 9 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/0B3DC37F-C9A4-41FA-8627-2188E4290502
Л1.2 А. В. Колышкин [и др.] ; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова Экономика предприятия : учебникдля СПО М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.рru/book/F563B09F-8B0E-497A-9B33-FB60CD0C9D8E
Л1.3 Гарнов, А. П. Экономика предприятия : учебник для бакалавров М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/4E4351DF-95DE-43F3-898F-D35567AD0442
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия : учебник для прикладного бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7C1256AA-CD62-4ED5-B0E9-C60045F9B5C0
Л2.2 Л. А. Чалдаева [и др.] ; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. Экономика организации : учебник и практикум для академического бакалавриата М. :Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/78581010-4EFF-4495-B352-1E48A8A4F9E3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Экономика предприятия» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3959
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономика предприятия»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономика предприятия» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономика предприятия» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономика предприятия» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнении курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономика предприятия» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Экономика предприятия»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Экономика предприятия», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.