МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся представлений об основах современной организационной теории, принципах организации производства, построения и деятельности предприятий различных сфер АПК;
закрепление теоретических положений практическими знаниями формирования и эффективного функционирования предприятий АПК как первичного звена хозяйственной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
ПК-4: способностью осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы экономики сельскохозяйственного производства, организационно-экономические основы функционирования сельскохозяйственных организаций, основы технологии сельскохозяйственного производства.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать производственную деятельность предприятий АПК, использовать основные методики кадастровой и экономической оценки земель, использовать знания основ технологии сельскохозяйственного производства при обосновании проектов землеустройства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и спецификой проведения экономических и финансовых расчетов, навыками и спецификой обоснования экономических решений, навыками организации технологии сельскохозяйственного производства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы экономики и организации сельскохозяйственного производства
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Состав АПК. Содержание, становление и развитие науки организации производства. Закономерности и принципы организации производства. Особенности сельскохозяйственного производства. Формы организации сельскохозяйственных предприятий. Организация труда на сельскохозяйственном предприятии. Планирование на сельскохозяйственном предприятии. Финансирование на сель-скохозяйственном предприятии. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях. Понятие и составляющие системы ведения хозяй-ства. Организация использования ресурсов предприятия. Специализация производства. Концентрация производства и размеры предприятий. Практические 7 6 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Основы экономики и организации сельскохозяйственного производства. Сам. работа 7 22 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Основы технологии сельско-хозяйственного производства
2.1. Народнохозяйственное значение отраслей растениеводства в экономике страны Особенности экономики и организации отраслей растениеводства. Системы земледелия и внедрение прогрессивных технологий в отраслях растениеводства. Экономика и организация производства зерна. Роль и место зернового хозяйства в экономике страны. Размещение, региональные особенности и эффективность производства зерна. Экономика и организация кормопроизводства. Кормовая база, ее роль и значение в развитии животноводства. Полноценное кормление – основа эффективного ведения животноводства. Организация кормопроизводства в сельскохозяйственном предприятии. Экономическая оценка эффективности кормовых ресурсов. Пути увеличения производства кормов и снижения их себестоимости в сельскохозяйственных предприятиях в условиях рынка. Народнохозяйственное значение животноводства в экономике страны. Особенности экономики в отраслях животноводства. Система животноводства и внедрение прогрессивных технологий Организация переработки сельскохозяйственной прод Лекции 7 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Экономика и основы технологии растениеводства. Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Экономика и основы технологии кормопроизводства. Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Экономика и основы технологии животноводства. Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Экономика и организация переработки сельскохозяйственной продукции. Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Основы технологии сельскохозяйственного производства. Сам. работа 7 22 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов И.Н. Производственный менеджмент. теория и практика в 2 ч. часть 2.: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B5F2C2F5-F9FC-434B-85BB-BC1A6B7181FA/proizvodstvennyy-menedzhment-teoriya-i-praktika-v-2-ch-chast-2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воробьева И.П., Селевич О.С. Экономика и управление производством: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3879FDE7-3AD1-4BD8-8920-6A6776E45C34/ekonomika-i-upravlenie-proizvodstvom
Л2.2 Голов Р.С., Агарков А.П., Мыльник А.В. Организация производства, экономика и управление в промышленности: Учебник для бакалавров Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2017 http://znanium.com/catalog/product/935837
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Главное управление сельского хозяйства Алтайского края – актуальная нормативно-правовая информация и материалы по состоянию сельского хозяйства в Алтайском крае http://www.altagro22.ru/
Э2 официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю – актуальная статистическая информация о сельском хозяйстве на территории Алтайского края. http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/enterprises/agriculture/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскомузанятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Экономика, организация и технология сельскохозяйственного производства», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.