МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая и социальная география мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 18 18 28 28
Практические 10 10 18 18 28 28
Сам. работа 52 52 9 9 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая и социальная география мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать проблемы мирового хозяйства, развития отраслевых комплексов и отдельных стран, а также регионов мира;
формирование экономико- и социально-географические представления (знания) о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития мира в целом и отдельных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.20

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью использовать в географических исследованиях знания об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.географические закономерности развития территориальных социально-экономических систем, а также демографические, социальные и экономические тенденции развития зарубежных стран мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять хозяйственную специализацию и территориальную структуру стран мира, анализировать функционирование экономико-социальные системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами исследований международных экономических связей и представлениями о социально-политических и геополитических процессах в регионах мира.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мировое хозяйство как предмет исследования экономической и социальной географии.
1.1. Понятие «мировое хозяйство».Интернационализация, глобализация как экономический, социальный, технико-технологический и географический процесс; Развитие процесса транснационализации. Специфика хозяйственной деятельности ТНК, их роль в глобализации мира. Лекции 7 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Глобальная и региональная интеграция.Теории мирового хозяйства.Влияние информационно-технологической революции на развитие мирового хозяйства.Изменения хозяйственных структур, характера труда, используемых ресурсов в отраслях производства и сферах деятельности. Практические 7 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Переход от фордизма-тейлоризма к постфордистским подходам к организации хозяйственной деятельности; Революция в электронном бизнесе; Макроэкономические показатели: ВВП и ВНП. Сам. работа 7 17 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Международное разделение труда как основной процесс и результат развития мирового хозяйства.
2.1. Международное разделение труда и его предпосылки: естественно-общественно-исторические.Обновляющаяся роль государства в условиях транснационализации. Сдвиг в спектре интернационализирующихся производств в сторону все более сложных, особенно высокотехнологичных.Качественные изменения в товарной структуре международных экономических связей. Лекции 7 3 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Существенные изменения в содержании и формах международного разделения труда, связанные с процессом глобализации и ее проявления - транснационализации. Новая модель внешнеэкономического сотрудничества: «внешняя торговля-производство - инвестиции». Стратегия промышленного экспорта в развивающихся странах, сменившая импортозамещение. Практические 7 3 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Виды мирохозяйственных связей: внешняя торговля, миграция капитала (портфельные и прямые зарубежные инвестиции, международный кредит), трансферт технологии, валютно-финансовые отношения, миграции рабочей силы, кооперационные и докооперационные связи, глобальные экономические проблемы. Сам. работа 7 17 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Понятие открытой экономики и важнейшие модели внешнеэкономических отношений.
3.1. Открытая и автаркическая экономика: определения. Показатели степени открытости (внешней ориентированности) экономики. Лекции 7 3 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Адам Смит - Фридрих Лист: проблема влияния открытости экономики страны на структуру и эффективность хозяйства. Практические 7 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Теория абсолютных преимуществ А. Смита, теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо, теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина, теория жизненного цикла товара Р. Вернона, теория конкурентоспособности М. Портера. Практические 7 3 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.4. Модели внешнеэкономических отношений: меркантилизм и неомеркантилизм. Сам. работа 7 18 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. География отраслей, сфер, транснациональных корпораций мирового хозяйства и международных экономических связей.
4.1. Общеисторические закономерности возникновения первичного, вторичного и четвертичного секторов хозяйства. География мировой промышленности. Лидирующая роль обрабатывающих подразделений промышленности. Особенности структурной перестройки промышленности на разных этапах НТР и информационно-технологической революции. Лекции 8 9 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.2. Машиностроение; химическая промышленность;биоиндустрия; легкая промышленность; лесная и деревообрабатывающая промышленность; ТЭК; металлургия; мировой аграрно-промышленный комплекс (МАПК); Основные производственные типы сельского хозяйства мира; пищевкусовая промышленность. Лекции 8 9 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.3. Мировая транспортно-коммуникационная система (Морской транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, автомобильный транспорт, связь, воздушный транспорт. Практические 8 6 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.4. Регулирование и дерегулирование. Типы и формы международных экономических связей. Сам. работа 8 3 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 5. Региональная структура мирового хозяйства.
5.1. Важнейшие экономические регионы мира: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Восточная Азия, Западная Азия, Южная Америка и др. Экономико-географические регионы как объекты географического мирохозяйственного изучения. Исторические особенности их развития. Неравномерность социально-экономического развития и прохождение процессов модернизации. Влияние географических условий. Практические 8 6 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.2. Интеграционные процессы в ведущих регионах мира. Основные региональные интеграционные образования мира в Западной Европе, Северной Европе, в Юго-Восточной Азии и др. Перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сам. работа 8 3 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 6. Крупнейшие страны – экономические лидеры в определенных направлениях.
6.1. Германия, Франция, Великобритания, Италия, США, Бразилия, Япония, Китай, Индия. Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство за последние 100 лет. Современные тенденции в размещении хозяйства в мире. Практические 8 6 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.2. Современные потоки капитала, труда и сырья. Роль и география инноваций в мире.Экономико-политико-географические следствия глобализации. Сам. работа 8 3 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.3. Подготовка к экзамену. Экзамен 8 27 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каледин Н.В., Михеева Н.М. География мира в 3 т. том 3. регионы и страны мира: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубчик М.М., Макар С.В., Носонов А.М., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Каледин Н.В., Михеева Н.М. География мира в 3 т. том 1. политическая география и геополитика: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт,, 2017 biblio-online.ru
Л1.4 Каледин Н.В., Михеева Н.М. Георгафия мира в 3 т. том 2. Социально-экономическая география мира. : Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогуленко Т.М.,Пономарева С.В.,Бодяко А.В. Учет внешнеэкономической деятельности: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Экономическая и социальная география мира» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Статистическая база ЦРУ (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/)
Базы данных ООН (http://www.un.org/ru/databases/index.html)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая и социальная география мира»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая и социальная география мира»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.