Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 15 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 16 | 16 | 30 | 30 |
Практические | 20 | 20 | 22 | 22 | 42 | 42 |
Сам. работа | 38 | 38 | 43 | 43 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | комплексные представления об основных закономерностях и особенностях территориальной организации населения и хозяйства России и ее экономических районов с выделением основных проблем социально-экономического развития в современный период; понимание места России в современном мире, ее природно-ресурсном, социально-демографическом и хозяйственном потенциале, специфике территориальной организации и функционирования отраслей народного хозяйства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.20 |
ОПК-5 | способностью использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях |
ОПК-7 | способностью использовать в географических исследованиях знания об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о предмете, структуре, основных понятиях и методах экономической и социальной географии; территориальной дифференциации природно-ресурсных, социальных и экономических явлений и процессов на территории России; специфику отраслевой и региональной структуры хозяйства РФ; закономерности и принципы функционирования территориальных социально-экономических систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать экономико-географические знания в целях территориального планирования и рационального управления хозяйством на разных топологических уровнях; давать экономико-географическую характеристику территорий с выделением ключевых проблем развития; применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач; выявлять и объяснять характер протекания социально-экономических процессов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа конкретной территориальной единицы (район, населенный пункт, предприятие) с точки зрения экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, лимитирующих факторов развития и т.д. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы дисциплины "Экономическая и социальная география России". | ||||||
1.1. | Предмет социально-экономической географии РФ. Науковедческая характеристика дисциплины. История становления и развития экономической и социальной географии в России. Географические факторы размещения производственных, инфраструктурных и социальных объектов. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Теория и методология экономической и социальной географии. Фундаментальные учения, теории и концепции Экономической и социальной географии. Методы, применяемые в Экономической и социальной географии. | Практические | 6 | 4 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Номенклатура по дисциплине "Экономическая и социальная география России". | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Россия в мировой экономике и политике. | ||||||
2.1. | История формирования Российского пространства и современные геополитические реалии. Факторы формирования Российского пространства. Этапы формирования Российского пространства. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Современное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России. Общие географические сведения о России. Административно-территориальное деление. Население. Главные черты географического положения России. Геополитические проблемы России. Условия современного исторического этапа общественного развития. Ключевые проблемы развития экономики России. Пути выхода России из кризиса (экономического, демографического, инфраструктурного). | Практические | 6 | 4 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Положение России в мире. Роль России в мировом природно-ресурсном потенциале. Роль России в мировой экономике. Роль России в мировой политике. Культурное и демографичесоке влияние России в мире. | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Природно-ресурсный потенциал России. | ||||||
3.1. | Природные условия России и их влияние на общество и хозяйство. Теоретические основы географического ресурсоведения. Природные условия России. Природные условия и социосреда. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | География природных ресурсов России. Размещение природных ресурсов на территории России. Качественная и количественная характеристика природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов России. | Практические | 6 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Экологические проблемы ресурсопользования. | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. География населения России. | ||||||
4.1. | География населения. Демо-географические аспекты развития российского общества. Численность населения России и ее динамика. Территориальная организация населения России. Основная полоса расселения. Показатели плотности населения. Основные центры расселения. Урбанизация. Демографический потенциал страны, основные демографические показатели. Половозрастная структура населения. Миграция населения. | Лекции | 6 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | География качества жизни населения России. География рынка труда и занятости населения. Уровень образования населения. Здоровье, смертность и качество жизни населения. | Практические | 6 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Социально- и культурногеографические особенности России. Национальный состав населения. География религий на территории России. Культурно-географическое районирование России. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Отраслевая структура хозяйства России. География промышленности. | ||||||
5.1. | Общая характеристика хозяйственного комплекса страны. Отраслевая структура хозяйства России. Экономическая история страны: основные этапы развития. Современное хозяйство России. Тенденции реформирования экономики страны. Размещение основных отраслей промышленности. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | География промышленности России. Топливно-энергетический комплекс. География металлургического комплекса РФ. География машиностроения России. География химической промышленности. География лесопромышленного комплекса России. | Практические | 7 | 5 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Отраслевая структура хозяйства России. География промышленности. География промышленности строительных материалов. География легкой промышленности. География пищевой промышленности. | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Аграрный сектор России. | ||||||
6.1. | География сельского хозяйства России. Общая характеристика и проблемы развития сельского хозяйства. Закономерности территориальной организации сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | География ключевых отраслей сельского хозяйства России. География зернового хозяйства. География производства сахарной свеклы. География производства подсолнечника. География производства гречихи. География картофелеводства. География скотоводства, свиноводства, овцеводства и птицеводства. | Практические | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | География вспомогательных отраслей сельского хозяйства России. География льноводства. География бахчеводства. География производства стимулирующих культур. География овощеводства. География плодоводства и виноградарства. География оленеводства, пушного звероводства, рыбоводства и пчеловодства. | Сам. работа | 7 | 11 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Раздел 7. География сферы обслуживания. | ||||||
7.1. | Общая характеристика социально-инфраструктурного комплекса России. Региональные различия в развитии сферы услуг. Территориальные системы обслуживания (ТСО). | Лекции | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | География транспорта. Общая характеристика транспортной системы страны. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Морской транспорт. Речной транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт. | Практические | 7 | 5 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Внешнеэкономические связи России. Положение России на мировом рынке. Основные направления внешнеэкономического сотрудничества РФ. Кредиты и займы: Свободные экономические зоны (СЭЗ) России. | Сам. работа | 7 | 11 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Раздел 8. Характеристика региональных социально-экономических систем России. | ||||||
8.1. | Административно-территориальное деление и экономико-географическое районирование России. Административно-территориальное деление России: история становления и современное состояние. Современное АТД России. Экономико-географическое районирование территории России. Система федеральных округов. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Экономико-географическая характеристика федеральных округов России. Центральный ФО. Северо-Западный ФО. Приволжский ФО. Южный ФО. Северо-Кавказский ФО. Уральский ФО. Сибирский ФО. Дальневосточный ФО. | Практические | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Современные тенденции регионального развития России. | Сам. работа | 7 | 11 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
8.4. | Подготовка к экзамену. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-5, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сост.: Д. А. Дирин, Е. В. Мардасова. | Экономическая и социальная география России : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3379 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.Л. Мартынов, И.Е. Сазонова | Экономическая и социальная география России:регионы страны: учебное пособие | СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428333 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт | www.gks.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle «Экономическая и социальная география России» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая и социальная география России» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая и социальная география России» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая и социальная география России» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая и социальная география России» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ По дисциплине «Экономическая и социальная география России» студенты выполняют курсовые работы. Написание и защита курсовой работы является обязательным условием для допуска к экзамену. Важнейшей задачей написания курсовой работы является системное ознакомление студентами с современными научными знаниями о территориальной организации отраслей экономики, раскрытие на этой основе содержания географии мирового хозяйства. Студент выбирает вариант курсовой работы (из тематики, предложенной кафедрой) самостоятельно. Если он проявляет интерес к другим, не указанным в тематике курсовых работ темам, то по согласованию с кафедрой студент может сделать такой выбор. Самовольное изменение варианта не допускается. После выбора темы курсовая работа должна быть зарегистрирована у специалиста по УМР кафедры. Написание курсовой работы – творческий процесс, включающий предварительное изучение учебной литературы, монографических источников, отдельных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных научных журналах, относящихся к теме курсовой работы. Из перечня вопросов, раскрывающих содержание темы, студент составляет план курсовой работы. В необходимых случаях целесообразно предварительно проконсультироваться по этому вопросу у научного руководителя. Научное руководство курсовых работ бакалавров назначается кафедрой. Курсовая работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание литературных источников недопустимо. Это не означает, однако, что студент не имеет права в своей работе на использование соответствующей учебной и монографической литературы по теме. Использование данного материала предполагает, что надлежащие цитаты берутся в кавычки, и обязательно делается ссылка (постранично или в конце работы) на заимствованные источники. Работа, выполненная только на базе учебника (без использования монографической литературы и статей в научной периодике) оценивается как неудовлетворительная. Курсовая работа должна быть аккуратно оформлена. Курсовая работы представляется в машинописном варианте либо в компьютерном наборе. Печать (машинописный или компьютерный набор) производится в соответствии с требованиями ГОСТа. Курсовая работа должна быть сброшюрована, страницы работы пронумерованы. В начале работы должен быть ее план, а в конце – список изученной и использованной литературы. Объем курсовой работы в пределах 30-40 страниц машинописного или компьютерного набора через 1,5 интервала. В объем курсовой работы не входят список литературы, приложения и т.д. На титульном листе работы указываются: наименование кафедры, тема работы, Ф.И.О. студента, ее выполнившего (с указанием курса и группы), Ф.И.О. научного руководителя, консультировавшего автора работы (с указанием должности, ученой степени и научного звания), год подготовки работы. Курсовая работа, отвечающая указанным требованиям, оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки курсовой работы Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется если: - работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, отличается определенной новизной; - глубоко и всесторонне раскрыта исследуемая проблема; собран, обобщен и проанализирован необходимый материал, на основе которого сделаны аргументированные теоретические выводы и практические рекомендации; - теоретические положения умело и творчески увязаны с практическими вопросами; - дан анализ различных взглядов по исследуемой проблеме (если это необходимо по теме работы); - составлена полная библиография в соответствии с требованиями методических рекомендаций. Оценка «ХОРОШО» ставится если: - раскрыта исследуемая проблема с использованием монографической литературы и научной периодики; - отдельные вопросы изложены самостоятельно, но без глубокого творческого обоснования; - имеют место неточности при освещении вопросов темы. Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если: - исследуемая проблема раскрыта, в основном, правильно; - в работе не использован весь необходимый для освещения темы материал, а также научная литература; - допущено поверхностное изложение отдельных вопросов темы. Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если - работа содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений; - носит откровенно компилятивный характер. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая и социальная география России» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |