МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая и социальная география России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Еремин А.А.;к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая и социальная география России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.комплексные представления об основных закономерностях и особенностях территориальной организации населения и хозяйства России и ее экономических районов с выделением основных проблем социально-экономического развития в современный период;
понимание места России в современном мире, ее природно-ресурсном, социально-демографическом и хозяйственном потенциале, специфике территориальной организации и функционирования отраслей народного хозяйства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о предмете, структуре, основных понятиях и методах экономической и социальной географии; территориальной дифференциации природно-ресурсных, социальных и экономических явлений и процессов на территории России; специфику отраслевой и региональной структуры хозяйства РФ; закономерности и принципы функционирования территориальных социально-экономических систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать экономико-географические знания в целях территориального планирования и рационального управления хозяйством на разных топологических уровнях; давать экономико-географическую характеристику территорий с выделением ключевых проблем развития; применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач; выявлять и объяснять характер протекания социально-экономических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа конкретной территориальной единицы (район, населенный пункт, предприятие) с точки зрения экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, лимитирующих факторов развития и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы дисциплины "Экономическая и социальная география России".
1.1. Предмет социально-экономической географии РФ. Науковедческая характеристика дисциплины. История становления и развития экономической и социальной географии в России. Географические факторы размещения производственных, инфраструктурных и социальных объектов. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
1.2. Теория и методология экономической и социальной географии. Фундаментальные учения, теории и концепции Экономической и социальной географии. Методы, применяемые в Экономической и социальной географии. Практические 6 1 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
1.3. Номенклатура по дисциплине "Экономическая и социальная география России". Сам. работа 6 5 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Россия в мировой экономике и политике.
2.1. История формирования Российского пространства и современные геополитические реалии. Факторы формирования Российского пространства. Этапы формирования Российского пространства. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
2.2. Современное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России. Общие географические сведения о России. Административно-территориальное деление. Население. Главные черты географического положения России. Геополитические проблемы России. Условия современного исторического этапа общественного развития. Ключевые проблемы развития экономики России. Пути выхода России из кризиса (экономического, демографического, инфраструктурного). Практические 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
2.3. Положение России в мире. Роль России в мировом природно-ресурсном потенциале. Роль России в мировой экономике. Роль России в мировой политике. Культурное и демографичесоке влияние России в мире. Сам. работа 6 6 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Природно-ресурсный потенциал России.
3.1. Природные условия России и их влияние на общество и хозяйство. Теоретические основы географического ресурсоведения. Природные условия России. Природные условия и социосреда. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
3.2. География природных ресурсов России. Размещение природных ресурсов на территории России. Качественная и количественная характеристика природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов России. Практические 6 1 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
3.3. Экологические проблемы ресурсопользования. Сам. работа 6 5 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. География населения России.
4.1. География населения. Демо-географические аспекты развития российского общества. Численность населения России и ее динамика. Территориальная организация населения России. Основная полоса расселения. Показатели плотности населения. Основные центры расселения. Урбанизация. Демографический потенциал страны, основные демографические показатели. Половозрастная структура населения. Миграция населения. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
4.2. География качества жизни населения России. География рынка труда и занятости населения. Уровень образования населения. Здоровье, смертность и качество жизни населения. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
4.3. Социально- и культурногеографические особенности России. Национальный состав населения. География религий на территории России. Культурно-географическое районирование России. Сам. работа 6 6 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Отраслевая структура хозяйства России. География промышленности.
5.1. Общая характеристика хозяйственного комплекса страны. Отраслевая структура хозяйства России. Экономическая история страны: основные этапы развития. Современное хозяйство России. Тенденции реформирования экономики страны. Размещение основных отраслей промышленности. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
5.2. География промышленности России. Топливно-энергетический комплекс. География металлургического комплекса РФ. География машиностроения России. География химической промышленности. География лесопромышленного комплекса России. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
5.3. Отраслевая структура хозяйства России. География промышленности. География промышленности строительных материалов. География легкой промышленности. География пищевой промышленности. Сам. работа 6 5 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Аграрный сектор России.
6.1. География сельского хозяйства России. Общая характеристика и проблемы развития сельского хозяйства. Закономерности территориальной организации сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
6.2. География ключевых отраслей сельского хозяйства России. География зернового хозяйства. География производства сахарной свеклы. География производства подсолнечника. География производства гречихи. География картофелеводства. География скотоводства, свиноводства, овцеводства и птицеводства. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
6.3. География вспомогательных отраслей сельского хозяйства России. География льноводства. География бахчеводства. География производства стимулирующих культур. География овощеводства. География плодоводства и виноградарства. География оленеводства, пушного звероводства, рыбоводства и пчеловодства. Сам. работа 6 6 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. География сферы обслуживания.
7.1. Общая характеристика социально-инфраструктурного комплекса России. Региональные различия в развитии сферы услуг. Территориальные системы обслуживания (ТСО). Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
7.2. География транспорта. Общая характеристика транспортной системы страны. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Морской транспорт. Речной транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
7.3. Внешнеэкономические связи России. Положение России на мировом рынке. Основные направления внешнеэкономического сотрудничества РФ. Кредиты и займы: Свободные экономические зоны (СЭЗ) России. Сам. работа 6 5 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Характеристика региональных социально-экономических систем России.
8.1. Административно-территориальное деление и экономико-географическое районирование России. Административно-территориальное деление России: история становления и современное состояние. Современное АТД России. Экономико-географическое районирование территории России. Система федеральных округов. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
8.2. Экономико-географическая характеристика федеральных округов России. Центральный ФО. Северо-Западный ФО. Приволжский ФО. Южный ФО. Северо-Кавказский ФО. Уральский ФО. Сибирский ФО. Дальневосточный ФО. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1
8.3. Современные тенденции регионального развития России. Сам. работа 6 6 ОПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост.: Д. А. Дирин, Е. В. Мардасова. Экономическая и социальная география России : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3379
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Л. Мартынов, И.Е. Сазонова Экономическая и социальная география России:регионы страны: учебное пособие СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428333
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт www.gks.ru
Э2 Курс в Moodle «Экономическая и социальная география России» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая и социальная география России»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая и социальная география России» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая и социальная география России» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая и социальная география России» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

По дисциплине «Экономическая и социальная география России» студенты выполняют курсовые работы. Написание и защита курсовой работы является обязательным условием для допуска к экзамену.
Важнейшей задачей написания курсовой работы является системное ознакомление студентами с современными научными знаниями о территориальной организации отраслей экономики, раскрытие на этой основе содержания географии мирового хозяйства.
Студент выбирает вариант курсовой работы (из тематики,
предложенной кафедрой) самостоятельно. Если он проявляет интерес к другим, не указанным в тематике курсовых работ темам, то по согласованию с кафедрой студент может сделать такой выбор. Самовольное изменение варианта не допускается. После выбора темы курсовая работа должна быть зарегистрирована у специалиста по УМР кафедры.
Написание курсовой работы – творческий процесс, включающий предварительное изучение учебной литературы, монографических источников, отдельных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных научных журналах, относящихся к теме курсовой работы.
Из перечня вопросов, раскрывающих содержание темы, студент составляет план курсовой работы. В необходимых случаях целесообразно предварительно проконсультироваться по этому вопросу у научного руководителя. Научное руководство курсовых работ бакалавров назначается кафедрой.
Курсовая работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание литературных источников недопустимо. Это не означает, однако, что студент не имеет права в своей работе на использование соответствующей учебной и монографической литературы по теме.
Использование данного материала предполагает, что надлежащие цитаты берутся в кавычки, и обязательно делается ссылка (постранично или в конце работы) на заимствованные источники.
Работа, выполненная только на базе учебника (без использования монографической литературы и статей в научной периодике) оценивается как неудовлетворительная.
Курсовая работа должна быть аккуратно оформлена. Курсовая работы представляется в машинописном варианте либо в компьютерном наборе. Печать (машинописный или компьютерный набор) производится в соответствии с требованиями ГОСТа. Курсовая работа должна быть сброшюрована, страницы работы пронумерованы. В начале работы должен быть ее план, а в конце – список изученной и использованной литературы.
Объем курсовой работы в пределах 30-40 страниц машинописного или компьютерного набора через 1,5 интервала. В объем курсовой работы не входят список литературы, приложения и т.д. На титульном листе работы указываются: наименование кафедры, тема работы, Ф.И.О. студента, ее выполнившего (с указанием курса и группы), Ф.И.О. научного
руководителя, консультировавшего автора работы (с указанием должности, ученой степени и научного звания), год подготовки работы.
Курсовая работа, отвечающая указанным требованиям, оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценки курсовой работы
Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется если:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, отличается определенной новизной;
- глубоко и всесторонне раскрыта исследуемая проблема; собран, обобщен и проанализирован необходимый материал, на основе которого сделаны аргументированные теоретические выводы и практические рекомендации;
- теоретические положения умело и творчески увязаны с практическими вопросами;
- дан анализ различных взглядов по исследуемой проблеме (если это необходимо по теме работы);
- составлена полная библиография в соответствии с требованиями методических рекомендаций.
Оценка «ХОРОШО» ставится если:
- раскрыта исследуемая проблема с использованием монографической литературы и научной периодики;
- отдельные вопросы изложены самостоятельно, но без глубокого творческого обоснования;
- имеют место неточности при освещении вопросов темы.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если:
- исследуемая проблема раскрыта, в основном, правильно;
- в работе не использован весь необходимый для освещения темы материал, а также научная литература;
- допущено поверхностное изложение отдельных вопросов темы.
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если
- работа содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;
- носит откровенно компилятивный характер.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая и социальная география России»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.