МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика управления процессом воспитания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика управления процессом воспитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение и углубление теоретико-методологических знаний в области профессиональной педагогики;
формирование умений, обеспечивающих творческий подход педагога профессионального образования к воспитанию рабочих кадров (специалистов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ПК-2 Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ПК-3 Способен разрабатывать программное обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ПК-4 Способен разрабатывать методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы воспитания, с помощью которых формируются ценности, культуры обучающихся в профессиональном обучении;
основы выбора и пути использования методов воспитания в профессиональном обучении;
классификацию методов воспитания, которые формируют ценности, культуры обучающихся в профессиональном обучении;
методы воспитания, которые используются в организации и управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности;
основы выбора и пути использования методов воспитания в организации и управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор методов воспитания, с помощью которых формируются ценности, культуры обучающихся в профессиональном обучении;
определять пути использования методов воспитания в профессиональном обучении;
классифицировать методы воспитания, которые формируют ценности, культура обучающихся в профессиональном обучении;
осуществлять выбор методов воспитания, которые используются в организации и управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности;
определять пути использования методов воспитания в организации и управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения методов воспитания, с помощью которых формируются ценности, культура обучающихся в профессиональном обучении;
выбора и использования методов воспитания в профессиональном обучении;
классификации методов воспитания, которые формируют ценности, культуры обучающихся в профессиональном обучении;
применения методов воспитания, которые используются в организации и управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для резличных видов экономической деятельности;
выбора и использования методов воспитания в организации и управлении процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для резличных видов экономической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы организации воспитательного процесса
1.1. Сущность воспитательного процесса и воспитательной работы Лекции 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
1.2. Современные системы воспитания Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
1.3. Современные парадигмы воспитания в РФ Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
1.4. Специфика и традиции воспитательной системы в СПО Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Содержание, формы и методы воспитания в профессиональном образовании
2.1. Проектирование содержания воспитания Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.2. Различные подходы к классификации методов воспитания Лекции 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.3. Методы формирования сознания Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
2.4. Дискуссия как метод убеждения учащихся Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.5. Методы организации деятельности и опыта поведения Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.6. Методы стимулирования деятельности и поведения Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.7. Методы контроля и самоконтроля Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.8. Методы самовоспитания Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.9. Виды планов воспитательной работы Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
2.10. Формы воспитательной деятельности в СПО Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Методика формирования коллектива учебной группы
3.1. Личность и коллектив Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.2. Личность и коллектив Сам. работа 2 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.3. Факторы развития личности Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.4. Движущие силы развития личности Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.5. Методика взаимодействия участников воспитательного процесса Сам. работа 2 8 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.6. Педагогические требования к коллективу учебного заведения и группе Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.7. Соревнование в ученическом коллективе Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.8. Развитие ученического самоуправления Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.9. Профилактика отклоняющегося поведения Сам. работа 2 7 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.10. Разработка воспитательного мероприятия Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.1
3.11. Экзамен 2 27 УК-1, УК-5, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Дистанционный курс "Теория и практика управления процессом воспитания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Методы воспитания в профессиональном обучении" предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.