МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьТеория и методика профессионального образования
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_06_01_ТМПО-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 18
контроль 18
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 18 18 18 18
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методологии и методов профессиональных педагогических исследований;
совершенствование знаний об основных тенденциях развития современного профессионального образования в России и за рубежом;
формирование у аспирантов знаний о педагогических системах в профессиональном образовании;
освоение теории и практики воспитания в профессиональных образовательных организациях;
формирование у аспирантов знаний об управлении профессиональными образовательными организациями;
развитие представлений об инновационных процессах в развитии профессионального образования на современном этапе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
ОПК-2 владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
ОПК-6 способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
ОПК-8 готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-1 способность демонстрировать системное понимание в области изучения профессионального образования, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области образования и педагогических науках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структуру и методологию научного познания, принципы и культуру научно-исследовательской деятельности;
способы использования информационных и коммуникационных технологий в научных исследованиях по теории и методике профессионального образования;
способы обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
ведущие тенденции развития современного профессионального и высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя профессиональной школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в системе профессионального образования;
основные принципы построения образовательных программ, современные технологии, методы и формы профессионального обучения;
особенности системного понимания в области изучения процессов, происходящих в профессиональном образовании;
эффективные методы исследования, используемые в области теории и методики профессионального образования и педагогических науках;
особенности следования этическим нормам профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить исследования фундаментального и прикладного характера, а также грамотно и аргументированно публично представлять результаты своей деятельности с использованием современных ИКТ;
обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного профессионального образования;
осуществлять отбор и проектирование учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации профессионального обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
видеть процессы, происходящие в профессиональном образовании в единстве преемственных связей и «прошлое-настоящее-будущее»;
устанавливать связи между отдельными знаниями и умениями в области изучения процессов, происходящих в высшем образовании, из различных учебных дисциплин;
эффективно отбирать и использовать методы исследования в области профессионального образования и педагогических науках;
следовать этическим нормам профессиональной деятельности;
оценивать возможные последствия принятого решения и нести за него социальную ответственность перед собой и обществом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.поиска, анализа, использования информации из различных источников, необходимой для решения научных и профессиональных задач;
эффективного выбора и использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
проектирования образовательного процесса на уровне профессионального образования; методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями;
системного понимания в области изучения процессов, происходящих в профессиональном образовании;
применения методов исследования, используемыых в области профессионального образования и педагогических науках;
анализа этических норм профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы профессионального образования
1.1. Предмет теории и методики профессионального образования. Связь теории и методики профессионального образования с другими науками Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Методология и методы профессиональных педагогических исследований Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Компетентностная образовательная парадигма как методологический ориентир в развитии современного профессионального образования Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Нормативно-правовая база профессионального образования. Модели профессионального образования Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Развитие профессионального образования в России и за рубежом Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Организация педагогического процесса в системе профессионального образования.
2.1. Сущность, структура, основные компоненты педагогического процесса в профессиональном образовании. Условия успешной организации педагогического процесса в системе профессионального образования Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Профессиональное обучение как компонент целостного педагогического процесса в образовательных организациях профессионального образования Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Принципы профессионального обучения Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Понятие содержания профессионального образования и основные тенденции его развития в современных условиях Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Детерминанты отбора содержания профессионального содержания. Профессиональные стандарты. Актуализация ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП 50) Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Формирование содержания образовательных программ в системе профессионального образования на основе ФГОС нового поколения Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Системы практического (производственного) обучения Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Специфика методов профессионального обучения Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Формы профессионального обучения Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Средства профессионального обучения Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Личность в системе профессионального образования
3.1. Личность и ее развитие в системе профессионального образования Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Формирование профессиональной позиции личности Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Индивидуальные стили профессиональной деятельности Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Методология развивающего профессионального образования Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Принципы личностного-развивающегося обучения Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Инновационные процессы в профессиональном образовании
4.1. Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усилие его личностной направленности Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Опережающие профессиональное образование как усиление его влияния на развитие экономики Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Развитие идеи демократизации профессионального образования как усиление его социальной направленности Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Профессиональное образование в условиях цифровизации общества Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Развитие инновационного стиля профессионального мышления будущих специалистов в системе профессионального образования Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Теория и практика воспитания в системе профессионального образования
5.1. Сущность и задачи профессионального воспитания в современных условиях Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности. Профессиональное воспитание как гуманитарная практика Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Особенности организации воспитательного процесса в системе профессионального образования Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Основные направления, методы и формы профессионального воспитания студентов Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Профессиональная ориентация, самоопределение, адаптация учащейся молодёжи Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Система непрерывного профессионального образования. Последипломное образование
6.1. Переход от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образование через всю жизнь» Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Принципы реализации идеи непрерывного образования Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Институциональные формы дополнительного профессионального образования Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Управление системами профессионального образования
7.1. Стратегия развития профессиональных образовательных организаций в новых социально-экономических условиях Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Педагогический коллектив и методы его сплочения в системе профессионального образования. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Подготовка и повышение квалификации педагогических работников в системе профессионального образования Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.4. Методическая работа в образовательных организациях в системе профессионального образования Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Качество подготовки специалистов в системах профессионального образования
8.1. Стандарты качества профессионального образования Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Психолого-педагогические условия повышения качества подготовки специалистов в системе профессионального образования Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Технологии профессионального образования Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.4. Мониторинг качества образования как средство развития личности участников образовательного процесса Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.5. Экзамен Экзамен 3 18 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Учебное пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Усманов В. В., Слесарев Ю. В., Марусева И. В. Профессиональная педагогика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Дистанционный курс "Теория и методика профессионального образования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»,
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

«Теория и методика профессионального образования» – ведущая дисциплина учебного плана, содержание которой определяется прежде всего профилем подготовки кадров высшей квалификации. Её изучение опирается на знания, полученные аспирантами из курсов «Педагогика высшей школы» и «Психология высшей школы».
Аспирантам важно понять ведущие тенденции развития современного профессионального образования, каким образом они определяют его содержание, процессуальную и технологическую составляющие. Вместе с тем, предстоит разобраться с содержанием и структурой ФГОС нового поколения, понять сущность компетентностного подхода в профессиональном образовании как ведущего методологического ориентира в его развитии.
Аспирантам предстоит научиться проектировать педагогический процесс в профессиональном образовании на основе актуализации знаний о педагогическом проектировании. При проектировании педагогических целей важно вспомнить, что педагогическое целеполагание выстраивается на двух уровнях: методологическом и конкретно-практическом. На первом уровне предстоит актуализировать общие знания о целях и средствах их реализации, на втором – углубить понимание в том, что их формулировка осуществляется с учетом специфики профессионального образования, конкретной учебной дисциплины, особенностей контингента студентов, уровня их подготовленности и др. Не менее сложный – этап, на котором предметом проектирования выступает содержание профессионального образования. Имеет смысл обратить серьезное внимание на ФГОСы как фактор определения содержания профессионального образования, методику разработки рабочей программы учебной дисциплины и фондов оценочных средств. Вместе с тем аспирантам предстоит разобраться с не менее сложным вопросом, – как проектируется и осуществляется в образовательном процессе личностная обращенность содержания профессионального образования. В этих целях идет обращение к личностному опыту как студентов, так и преподавателей. Основная мысль: при таком подходе содержание профессионального образования предстает как «поле» пересечения трёх культур: культуры, аккумулированной в учебниках и учебных пособиях и личностной культуры участников образовательного процесса.
Аспирантам важно овладеть задачным структурированием образовательного материала, т.е. сформировать у себя умение конструировать систему задач, заданий компетентносно-ориентированного характера. При этом особые затруднения обучающиеся могут встретить при обсуждении вопроса, связанного с типологией задач и заданий, реализацией принципа их системного конструирования. Логика решения задач ставит обучающегося в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящих в системе современного профессионального образования, принимать ответственность за судьбу профессиональной школы.

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ по курсу «Теория и методика профессионального образования»

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание аспиранта сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях аспирант некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу «Теория и методика профессионального образования»

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления аспирантами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, аспиранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет аспирантам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос аспирантам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА АСПИРАНТОВ по курсу «Теория и методика профессионального образования»

В процессе освоения данного курса аспиранты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей аспирантов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня аспиранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей аспиранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей аспирант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.