Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.06.01. Науки о Земле |
Направленность | Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z05_06_01_Эконом_ геогр_-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у аспирантов углубленных теоретических знаний в области территориальной организации общества и размещения отдельных отраслей хозяйства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
ПК-1 | способность осуществлять комплексные исследования в сфере планирования территориальной организации и размещения отдельных отраслей хозяйства, других сфер человеческой деятельности, в частности сферы услуг, включая рекреационные |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | территориальную организацию и размещение отдельных отраслей хозяйства на разных иерархических уровнях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | готовить предложения по размещение отдельных отраслей хозяйства и сферы услуг. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | технологией территориального планирования, навыками планировать территориальной организации хозяйства и сферы услуг. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория и методология географической науки. Основные составляющие экономико-географических исследований. | ||||||
1.1. | Объект и предмет изучения социально-экономической географии. Понятие территориальной организации общества. Место экономической, социальной, политической, культурной, рекреационной географии в системе наук. Взаимосвязь ветвей социально-экономической географии с экономикой, демографией, социологией, политологией и культурологией, с одной стороны, и физико-географическими науками, - с другой. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Методологическая база развития социально-экономической географии. Смена географических парадигм и их отражение в социально-экономической географии. Географический детерминизм, географический поссибилизм, хорологическая, районная, неопозитивистская (научная), бихевиористская, радикальная, гуманистическая парадигмы в географии. | Практические | 2 | 1 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Отраслевой и районный подходы в экономико-географической науке. Районная школа в отечественной экономической географии, ее научное и практическое значение. | Практические | 2 | 1 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Общая экономическая география, география основных отраслей хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инвестиционного комплекса), общая социальная география, география населения и расселения, география непроизводственной сферы, культурная география, геоурбанистика и георуралистика, политическая география, геополитика, рекреационная география, историческая география. Экономическая, социальная и политическая география России, стран СНГ, зарубежных стран, география мирового хозяйства. Страноведение и географическое районирование и их интегрирующая роль в общественной географии. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Дифференциация и интеграция в социально-экономической географии. Изменения, связанные с переходом ведущих стран на постиндустриальный этап развития, глобализацией, гуманизацией. Влияние фактора НТР. Значение высоких технологий и информационной сферы. Сдвиги в территориальной организации хозяйства сил под воздействием НТР. Постфордизма и информационных технологий на разных территориальных уровнях (от глобальных до локальных). | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Понятие рекреационной географии. Место рекреационной географии в системе географических наук. Субъекты рекреации. Задачи и функции рекреации. Тенденции развития рекреации. Рекреационные ресурсы. Рекреационное пространство как часть социального пространства. Рекреационный потенциал территории. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Рекреационное проектирование. Факторы формирования рекреационных потребностей (социально-экономические факторы, демографические факторы, социально-психологические факторы, медико-биологические факторы, природные факторы). Отдых и рекреация: общее и особенное. Рекреационное районирование. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Сущность, структура, виды туристско-рекреационного пространства. Основы формирования туристско-рекреационного пространства. Подходы к изучению туристско-рекреационного пространства. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Ресурсно-географический подход. Системный подход. Исторический подход. Социологический подход. Экономический подход. Каркасный подход. Западные концепции формирования структуры туристско-рекреационного пространства. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Экономико-, социально-, политико- и культурно-географические аспекты глобальных проблем человечества. Природно-ресурсный потенциал. Его экономическая, социальная, экологическая и культурологическая оценка. Проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Типы хозяйственного использования земель. Вопросы использования и охраны Мирового океана. Понятие ресурсных циклов. Влияние антропогенно-техногенных изменений в природе на социально-экономические процессы. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Сущность туристско-рекреационного комплекса. Функции и структура. Модель туристского комплекса и роль ее отдельных структурных элементов в развитии региональной туристско-рекреационной сферы. Управление туристско-рекреационным комплексом. | Сам. работа | 2 | 9 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Территориальная организация производительных сил общества. | ||||||
2.1. | Понятие, сущность, цели, структура и уровни региональной политики. Методологический, организационный и прикладной аспекты региональной политики, их взаимодействие. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Основные парадигмы региональной политики: их эволюция и перспективы. Основные методы региональной политики. Формы проведения региональной политики. Институты региональной политики. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Место экономической и социальной географии в решении проблем региональной политики. Прикладные проблемы современной региональной политики. Регулирование территориальных пропорций и региональная политика. Социально-экономический и финансово-бюджетный блоки современной региональной политики. Понятие проблемных регионов, их типология и критерии выделения. Депрессивные и отсталые регионы и региональная политика. Региональная политика и проблемы федерализма: правовой, экономический и бюджетный аспекты. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Значение теории и прикладных экономико-географических исследований для развития и осуществления районных планировок и территориального проектирования. Географические аспекты районной планировки и территориального проектирования. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Виды мирохозяйственных связей. Методические вопросы международных сопоставлений макроэкономических показателей. Понятие "открытой" экономики страны. Краткий обзор важнейших моделей внешнеэкономических отношений. Парадокс Леонтьева, внешнеторговая интерпретация модели «цикла жизни продукта». Проблемы генезиса, эволюции и цикличности современной системы мирового хозяйства. Современные представления о категории «международное разделение труда». Миро-системная концепция И. Валлерстайна. Характеристика современных мировых экономических отношений: мировая торговля, прямые зарубежные инвестиции, трансферт технологий, валютно-кредитные отношения, миграции рабочей силы, глобальные мирохозяйственные проблемы. Основные черты современной мировой географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансовых центров, туризма. Теоретически основы внешнеэкономической стратегии страны. Транснациональные корпорации. Географические аспекты глобализации и антиглобализма. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Особенности структурных изменений хозяй¬ства России и других стран СНГ в условиях перехода к рыночной экономике и под влиянием НТР. Система экономических показателей, характеризующих отрасли материального производства и непроизводственной сферы в географическом аспекте. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Особенности концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства в эпоху НТР. Отражение этих процессов в территориальной организации отраслей хозяйства. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные) районы. Экономико-географический анализ промышленных узлов. Типы сельского хозяйства и сельскохозяйственное районирование. Территориальные системы АПК. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Место туризма в отраслевой структуре. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Развитие современного мирового хозяйства и экономики России. | ||||||
3.1. | Виды инфраструктуры и их территориальные сочетания. Роль инфраструктуры в экономическом, социальном и культурном развитии районов, развитии хозяйства, освоения новых ресурсов, укреплении межрайонных и международных связей. Транспортные сети и транспортные системы, их типы. Транспортно-географическое положение и методы его оценки. Основные направления экономико-географического анализа инфраструктуры. Информационно-коммуникативные системы стран мира. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Исследование экономической и социальной географией уровней и особенностей жизни населения стран и районов. География потребления. Исследование территориальной организации науки и образования. Рекреационная география, территориально-рекреационные системы. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Географические, экономические, социальные и политические аспекты демографических процессов. Социологическое и этнографическое изучение населения. Исследование миграций населения. Изучение трудовых ресурсов, их квалификации и использования. Географическое изучение образа жизни людей. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Понятие расселения. Людность и функции поселении. Правило Ципфа. Типологии поселений. Сети и системы поселении. Основы теории центральных мест В. Кристаллера. Представления об эволюции расселения. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Изучение сельского населения. Георуралистика. Сельское население и его эволюция в разных типах стран. Изменения в географии сельских населенных пунктов. Географические проблемы развития сельской местности. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Город как один из важнейших интегральных объектов исследовании общественной географии. Геоурбанистика. Процесс урбанизации в разные типах стран. Эволюция современного города, типы и структуры городов, городские планировки и их результаты. Процессы агломерирования. Городские агломерации (конурбации), понятие мегалополиса. Субурбанизация. Джентрификация. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Основные теории политической географии. Ф.Ратцель и Р.Челлен как основоположники политической географии и геополитики. Геополитика и политическая география, их соотношение. Развитие идей геополитики и политической географии. Политико-географическая структура государственной территории. Политические границы. Морская политическая география. Электоральная география. География власти и элитогенеза. Геополитические модели мира. Взаимосвязь геополитических и геоэкономических процессов. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Рекреационные и туристские ресурсы. Оценка рекреационных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха. Рекреационное районообразование и районирование. Туристские центры РФ. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.9. | География восприятия. Факторы, влияющие на формирование образов и представление о территории. Роль поведенческого (бихевиористской) географии и географии восприятия в оптимизации пространства, размещения производства и формировании жизненной среды человека. Представление о когнитивной географии. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.10. | Страна и государство: соотношение понятий. Политическая карта мира: основные изменения в условиях глобализации. Цели и задачи страноведения как раздела географии. Различное понимание страноведения. Значение страноведения для науки, культуры и практики. Проблемная ориентация страноведения. Хорологический и хронологический подходы, их сочетание в страноведении. Территориальные структуры страны. Эволюционное страноведение. Гуманистические и культурологические концепции страноведения. Метод сравнения и условных аналогий. Типология стран: принципы, подходы, методы. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
3.11. | Основные мировые и отечественные центры подготовки экономико-географов и проведения экономико-географических исследований. Основные источники экономико-географической информации. Обзор периодических географических изданий. Основные учебные издания. Фундаментальные экономико-географические монографические издания. | Сам. работа | 2 | 9 | ПК-1, УК-1 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.И. Алексеев; В.А. Колосов | Россия: социально-экономическая география: Учебное пособие | Москва : Новый хронограф, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И. Н. Ильина [и др.] ; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова | Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |