МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьЭкономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_06_01_Эконом_ геогр_-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 102
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Дунец А.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о Земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у аспирантов углубленных теоретических знаний в области территориальной организации общества и размещения отдельных отраслей хозяйства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ПК-1 способность осуществлять комплексные исследования в сфере планирования территориальной организации и размещения отдельных отраслей хозяйства, других сфер человеческой деятельности, в частности сферы услуг, включая рекреационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.территориальную организацию и размещение отдельных отраслей хозяйства на разных иерархических уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.готовить предложения по размещение отдельных отраслей хозяйства и сферы услуг.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией территориального планирования, навыками планировать территориальной организации хозяйства и сферы услуг.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология географической науки. Основные составляющие экономико-географических исследований.
1.1. Объект и предмет изучения социально-экономической географии. Понятие территориальной организации общества. Место экономической, социальной, политической, культурной, рекреационной географии в системе наук. Взаимосвязь ветвей социально-экономической географии с экономикой, демографией, социологией, политологией и культурологией, с одной стороны, и физико-географическими науками, - с другой. Лекции 2 1 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.2. Методологическая база развития социально-экономической географии. Смена географических парадигм и их отражение в социально-экономической географии. Географический детерминизм, географический поссибилизм, хорологическая, районная, неопозитивистская (научная), бихевиористская, радикальная, гуманистическая парадигмы в географии. Практические 2 1 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.3. Отраслевой и районный подходы в экономико-географической науке. Районная школа в отечественной экономической географии, ее научное и практическое значение. Практические 2 1 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.4. Общая экономическая география, география основных отраслей хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инвестиционного комплекса), общая социальная география, география населения и расселения, география непроизводственной сферы, культурная география, геоурбанистика и георуралистика, политическая география, геополитика, рекреационная география, историческая география. Экономическая, социальная и политическая география России, стран СНГ, зарубежных стран, география мирового хозяйства. Страноведение и географическое районирование и их интегрирующая роль в общественной географии. Лекции 2 1 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.5. Дифференциация и интеграция в социально-экономической географии. Изменения, связанные с переходом ведущих стран на постиндустриальный этап развития, глобализацией, гуманизацией. Влияние фактора НТР. Значение высоких технологий и информационной сферы. Сдвиги в территориальной организации хозяйства сил под воздействием НТР. Постфордизма и информационных технологий на разных территориальных уровнях (от глобальных до локальных). Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.6. Понятие рекреационной географии. Место рекреационной географии в системе географических наук. Субъекты рекреации. Задачи и функции рекреации. Тенденции развития рекреации. Рекреационные ресурсы. Рекреационное пространство как часть социального пространства. Рекреационный потенциал территории. Лекции 2 1 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.7. Рекреационное проектирование. Факторы формирования рекреационных потребностей (социально-экономические факторы, демографические факторы, социально-психологические факторы, медико-биологические факторы, природные факторы). Отдых и рекреация: общее и особенное. Рекреационное районирование. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.8. Сущность, структура, виды туристско-рекреационного пространства. Основы формирования туристско-рекреационного пространства. Подходы к изучению туристско-рекреационного пространства. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.9. Ресурсно-географический подход. Системный подход. Исторический подход. Социологический подход. Экономический подход. Каркасный подход. Западные концепции формирования структуры туристско-рекреационного пространства. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.10. Экономико-, социально-, политико- и культурно-географические аспекты глобальных проблем человечества. Природно-ресурсный потенциал. Его экономическая, социальная, экологическая и культурологическая оценка. Проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Типы хозяйственного использования земель. Вопросы использования и охраны Мирового океана. Понятие ресурсных циклов. Влияние антропогенно-техногенных изменений в природе на социально-экономические процессы. Сам. работа 2 6 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
1.11. Сущность туристско-рекреационного комплекса. Функции и структура. Модель туристского комплекса и роль ее отдельных структурных элементов в развитии региональной туристско-рекреационной сферы. Управление туристско-рекреационным комплексом. Сам. работа 2 9 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Территориальная организация производительных сил общества.
2.1. Понятие, сущность, цели, структура и уровни региональной политики. Методологический, организационный и прикладной аспекты региональной политики, их взаимодействие. Лекции 2 1 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.2. Основные парадигмы региональной политики: их эволюция и перспективы. Основные методы региональной политики. Формы проведения региональной политики. Институты региональной политики. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.3. Место экономической и социальной географии в решении проблем региональной политики. Прикладные проблемы современной региональной политики. Регулирование территориальных пропорций и региональная политика. Социально-экономический и финансово-бюджетный блоки современной региональной политики. Понятие проблемных регионов, их типология и критерии выделения. Депрессивные и отсталые регионы и региональная политика. Региональная политика и проблемы федерализма: правовой, экономический и бюджетный аспекты. Сам. работа 2 6 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.4. Значение теории и прикладных экономико-географических исследований для развития и осуществления районных планировок и территориального проектирования. Географические аспекты районной планировки и территориального проектирования. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.5. Виды мирохозяйственных связей. Методические вопросы международных сопоставлений макроэкономических показателей. Понятие "открытой" экономики страны. Краткий обзор важнейших моделей внешнеэкономических отношений. Парадокс Леонтьева, внешнеторговая интерпретация модели «цикла жизни продукта». Проблемы генезиса, эволюции и цикличности современной системы мирового хозяйства. Современные представления о категории «международное разделение труда». Миро-системная концепция И. Валлерстайна. Характеристика современных мировых экономических отношений: мировая торговля, прямые зарубежные инвестиции, трансферт технологий, валютно-кредитные отношения, миграции рабочей силы, глобальные мирохозяйственные проблемы. Основные черты современной мировой географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансовых центров, туризма. Теоретически основы внешнеэкономической стратегии страны. Транснациональные корпорации. Географические аспекты глобализации и антиглобализма. Сам. работа 2 6 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности структурных изменений хозяй¬ства России и других стран СНГ в условиях перехода к рыночной экономике и под влиянием НТР. Система экономических показателей, характеризующих отрасли материального производства и непроизводственной сферы в географическом аспекте. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.7. Особенности концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства в эпоху НТР. Отражение этих процессов в территориальной организации отраслей хозяйства. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.8. Отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные) районы. Экономико-географический анализ промышленных узлов. Типы сельского хозяйства и сельскохозяйственное районирование. Территориальные системы АПК. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
2.9. Место туризма в отраслевой структуре. Сам. работа 2 10 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Развитие современного мирового хозяйства и экономики России.
3.1. Виды инфраструктуры и их территориальные сочетания. Роль инфраструктуры в экономическом, социальном и культурном развитии районов, развитии хозяйства, освоения новых ресурсов, укреплении межрайонных и международных связей. Транспортные сети и транспортные системы, их типы. Транспортно-географическое положение и методы его оценки. Основные направления экономико-географического анализа инфраструктуры. Информационно-коммуникативные системы стран мира. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.2. Исследование экономической и социальной географией уровней и особенностей жизни населения стран и районов. География потребления. Исследование территориальной организации науки и образования. Рекреационная география, территориально-рекреационные системы. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.3. Географические, экономические, социальные и политические аспекты демографических процессов. Социологическое и этнографическое изучение населения. Исследование миграций населения. Изучение трудовых ресурсов, их квалификации и использования. Географическое изучение образа жизни людей. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.4. Понятие расселения. Людность и функции поселении. Правило Ципфа. Типологии поселений. Сети и системы поселении. Основы теории центральных мест В. Кристаллера. Представления об эволюции расселения. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.5. Изучение сельского населения. Георуралистика. Сельское население и его эволюция в разных типах стран. Изменения в географии сельских населенных пунктов. Географические проблемы развития сельской местности. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.6. Город как один из важнейших интегральных объектов исследовании общественной географии. Геоурбанистика. Процесс урбанизации в разные типах стран. Эволюция современного города, типы и структуры городов, городские планировки и их результаты. Процессы агломерирования. Городские агломерации (конурбации), понятие мегалополиса. Субурбанизация. Джентрификация. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.7. Основные теории политической географии. Ф.Ратцель и Р.Челлен как основоположники политической географии и геополитики. Геополитика и политическая география, их соотношение. Развитие идей геополитики и политической географии. Политико-географическая структура государственной территории. Политические границы. Морская политическая география. Электоральная география. География власти и элитогенеза. Геополитические модели мира. Взаимосвязь геополитических и геоэкономических процессов. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.8. Рекреационные и туристские ресурсы. Оценка рекреационных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха. Рекреационное районообразование и районирование. Туристские центры РФ. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.9. География восприятия. Факторы, влияющие на формирование образов и представление о территории. Роль поведенческого (бихевиористской) географии и географии восприятия в оптимизации пространства, размещения производства и формировании жизненной среды человека. Представление о когнитивной географии. Сам. работа 2 3 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.10. Страна и государство: соотношение понятий. Политическая карта мира: основные изменения в условиях глобализации. Цели и задачи страноведения как раздела географии. Различное понимание страноведения. Значение страноведения для науки, культуры и практики. Проблемная ориентация страноведения. Хорологический и хронологический подходы, их сочетание в страноведении. Территориальные структуры страны. Эволюционное страноведение. Гуманистические и культурологические концепции страноведения. Метод сравнения и условных аналогий. Типология стран: принципы, подходы, методы. Сам. работа 2 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2
3.11. Основные мировые и отечественные центры подготовки экономико-географов и проведения экономико-географических исследований. Основные источники экономико-географической информации. Обзор периодических географических изданий. Основные учебные издания. Фундаментальные экономико-географические монографические издания. Сам. работа 2 9 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.И. Алексеев; В.А. Колосов Россия: социально-экономическая география: Учебное пособие Москва : Новый хронограф, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 И. Н. Ильина [и др.] ; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.