МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическое картографирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., зав. кафедрой экономической географии и картографии , Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическое картографирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам знания в области проектирования и составления карт социально-экономической тематики с помощью современных компьютерных технологий и ГИС-продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах
ПК-12: способностью использовать знания современных технологий технической инвентаризации объектов капитального строительства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю развития общественно-географических знаний в России и в мире; теоретико-методические основы социально-экономической географии как науки; основные показатели социально-экономического развития территоии; систему источников общественно-географической информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать сущность и особенности отраслевой и территориальной структур народного хозяйства; выявлять причинно-следственные связи территориальных общественных систем с комплексом разнообразных условий факторов; применять учения о географическом разделении труда и экономико-географическом положении в процессе анализа территорий различного пространственного уровня иерархии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом комплексной оценки экономико-географического положения территорий различного иерархического ранга (мира в целом, регионов и стран); навыками применения системы общественно-географических методов исследования территориальных социально- экономических систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Современная социально-экономическая картография: предмет и объект исследования, основные функции.
1.1. Карта – альфа и омега географии. Современная социально-экономическая картография: истоки формирования. Предмет и объект исследования, задачи экономической картографии. Научные и познавательные функции экономической картографии. Место экономических карт в общей системе классификации. Лекции 3 1 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Анализ и описание социально-экономической карты по плану. Практические 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Правила оформления тематических карт. Разработка легенды. Компьютерный дизайн в экономическом картографировании. Сам. работа 3 5 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Понятийный аппарат экономической картографии. Разработка стандартов.
2.1. Базовые понятия: экономической картографии: «карта», «общая картография», «социально-экономическое картографирование», «картографический метод исследования», «общеэкономические карты», взаимосвязь понятий. Научный и стандартизированный подход к обоснованию основных категорий. Анализ экономической карты и атласа. Конвергенция принципов и методов общей и экономической картографии. Проблема выработки стандартов и инструкций по картам и организация авторской работы. Новые государственные стандарты РФ в области пространственных данных, электронных карт и трехмерных моделей [ГОСТ-Р, 50828-95; ГОСТ-Р, 51353-99; ГОСТ-Р, 52055-2003 и др.]. Стандарты по геоинформационной и цифровой картографии. Лекции 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Дискретный и континаульный подходы информационно-картографического моделирования социально-экономических показателей. Концепция поля и способ скользящего кружка (окна). Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Научные и междисциплинарные связи экономической картографии.
3.1. Положение экономической картографии в системе наук. Схематическое представление научных связей ЭК. Связь экономической картографии с экономической и социальной географией. Связь с общей картографией и экономической статистикой. Связь экономической картографии с дистанционными методами. Блок дисциплин, образующих связь с гуманитарными науками. Взаимодействие экономической картографии и геоинформатики. Особенности междисциплинарных связей. Лекции 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Составление карты плотности городского и сельского населения способом картограмм . Практические 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Использование данных дистанционного зондирования (ДДЗ) в тематической картографии. Сам. работа 3 5 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. История развития экономической картографии.
4.1. Истоки возникновения карографии. Развитие экономической картографии в дореволюционной России. Советский период. Отечественная социально-экономическая картография – новый период. Характерные особенности современного состояния ЭК и прогнозы будущих форм развития. Обзор последних международных мероприятий по проблемам тематического и экономической карографирования. Анализ результатов картографирования в сфере экономической географии, новый вектор развития (по данным Международной картографической Ассоциации). Лекции 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Составление карты плотности городского населения изолинейным способом. Практические 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. История развития способов картографического изображения в экономического картографирования. Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Исходные данные для составления социально-экономических карт.
5.1. Традиционные картографические источники. Цифровые картографические данные и метаданные. Телекоомуникационные источники. Данные дистанционного зондирования Земли. Фондовые архивные материалы ДЗЗ на пленочных носителях. Современные сканерные (цифровые) космические снимки. Многозональные космические снимки. Литературно-географические источники. Отчетные данные и статистические источники. Результаты статистических исследований. Пространственные геоданные, полученные с помощью ГИС-технологий. Лекции 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Сравнительный анализ дискретного и континуального методических подходов создания экономических карт. Практические 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Статистические данные как главный источник информации для нужд экономического картографирования. Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Методы классификации экономических карт. Требования к проектированию и составлению научно-справочных и учебных карт.
6.1. Классификация экономических карт по масштабу. Классификация по содержанию и способам составления. Классификация экономических карт по тематике и объектам картографирования. Классификация по технологии изготовления и способам распространения картографической продукции. Лекции 3 1 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Картографирование транспорта. Практические 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Методы классификации экономических карт. Требования к проектированию и составлению научно-справочных и учебных карт. Сам. работа 3 5 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Способы картографического изображения в социально-экономической картографии.
7.1. Понятие о способах картографического изображения. Способы изображения общей картографии. Способы изображения экономической картографии. Дискретные и непрерывные способы. Значковый способ. Способ линейных знаков. Способ локализованных диаграмм. Способ картограмм. Способ картодиаграмм. Способы качественного и количественного фона. Способ знаков движения. Точечный способ. Изолинейный способ. Дазиметрический способ. Новые способы цифровой картографии. Лекции 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Разработка электронной БД «Население и промышленность» для обеспечения вычислительных операций с помощью ГИС. Практические 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Аналитические и синтетические карты. Карты статики, динамики и взаимосвязи явлений. Сам. работа 3 5 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Раздел 8. Проектирование и составление социально-экономических карт. Технология создания тематических карт.
8.1. Технология создания тематических карт. Методы создания карт социально-экономической тематики. Разработка программы карты. Соблюдение требований к математической основе экономических карт. Выбор способов изображения. Требования к оформлению и дизайну. Разработка легенд и дополнений к оформлению экономических карт. Приемы генерализации. Согласованность и последовательность разработки карт. Лекции 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Оценка и картографирование интегральной эколого-экономической нагрузки геосистем (на примере Алтайского края). Практические 3 2 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Антропогенная трансформация геосистем – причины возникновения, факторы развития и методы картографирвоания. Виды тематических карт в социально-экономической картографии. Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. С. Тикунова Сборник задач и упражнений по геоинформатике: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2005 http://www.lib.asu.ru
Л1.2 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140619
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Г. Капралов и др. ; под ред. В. С. Тикуно-ва Геоинформатика: учеб. для вузов: в 2 кн Кн. 2 М. : Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ScanEx Web Geomixer http://kosmosnimki.ru/
Э2 GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование http://gis-lab.info/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическое картографирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическое картографирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по «Экономическое картографирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическое картографирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Экономическое картографирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическое картографирование»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.