МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональное обучение как процесс управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 107
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 107 107 107 107
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональное обучение как процесс управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами системы категорий и понятий, раскрывающих сущность профессионального обучения как процесса управления;
формирование компетенций магистрантов, обеспечивающих их готовность к управлению процессом профессионального обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-5 Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ПК-2 Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.функции профессионального обучения как процесса управления;
этапы управленческого цикла в ходе профессионального обучения;
теорию развития коллектива обучающихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и осуществлять процесс профессионального обучения как процесс управления;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями управления учебной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональное обучение как процесс управления
1.1. Профессиональное обучение как процесс управления Лекции 3 4 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Профессиональное обучение как процесс управления Практические 3 4 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Профессиональное обучение как процесс управления Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Этапы управленческого цикла в процессе профессионального обучения Практические 3 2 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Этапы управленческого цикла в процессе профессионального обучения Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Процесс профессионального обучения как управление учебной деятельностью Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Управление процессом формирования профессиональной мотивации обучающихся Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Управление формированием учебного коллектива Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Преподаватель как субъект управленческой деятельности Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Основные аспекты педагогического управления Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Программно-целевой подход в управлении учебной деятельнстью обучающихся Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Самоуправление в учебной группе обучающихся Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Принципы управления и самоуправления в процессе профессионального обучения Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Современные концепции обучения как процесса управления Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 19 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Экзамен Экзамен 3 27 УК-1, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред. В. А. Сластенин Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для вузов Академия, 2007
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. В 2 ч. – Ч.1 АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дистанционный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.