МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История рекламы и связей с общественностью
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 47
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 47 47 47 47
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
к.социол.наук, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
История рекламы и связей с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол. н, профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол. н, профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать знания о развитии рекламы и связей с общественностью в России и за рубежом как форм социальной коммуникации на различных исторических этапах.
Задачи:
дать знание об истории возникновения и развития рекламы в России и за рубежом;
дать знание об истории возникновения и развития связей с общественностью в России и за рубежом
научить определять культурно-исторический стиль и формы рекламных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-16: способностью под контролем осуществлять подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных этапах развития рекламы и СО в России и за рубежом и подходах к ее изучению, полную и точную информацию об исторических формах, средствах и носителях рекламной и СО-коммуникаций,о формах влияния рекламы и связей с общественностью на развитие общества.

3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать исторические факты в области рекламных и СО-коммуникаций и интерпретировать их с экономической, социальной, культурной и коммуникационной точек зрения; определять эпоху создания рекламных и СО-материалов, принципы и приемы их создания, а также видеть возможности использования исторических стилей в решении актуальных задач рекламной и СО-коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками систематизации исторических фактов и материалов в области рекламы и СО; навыками точного и адекватного актуальным коммуникационным задачам использования исторических стилей (и их отдельных элементов) при создании рекламных и СО-материалов, навыками оптимального их размещения на современных рекламных носителях, навыками прогнозирования коммуникационного эффекта от исторической стилизации в конкретной целевой аудитории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития рекламы и связей с общественностью в России и за рубежом в допечатный период.
1.1. Зарождение рекламы. Древний мир и античность. Формы проторекламы в Древнем мире и в античном обществе. Протоформы связей с общественностью в Древнем мире Конфессиональная, политическая реклама в античности. Регулирование рекламы в античности Лекции 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Реклама и связи с общественностью в западноевропейской средневековой культуре. Периоды западноевропейского средневековья. Институциализированные и фольклорные формы рекламы. Способы регулирования устной рекламы. Религиозная реклама. Реклама в позднем средневековье. Связи с общественностью в Средневековье: донаторство, меценатство и др Лекции 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Зарождение рекламы в Древнем мире или протореклама.Реклама в античном обществе.Реклама и СО в западноевропейской средневековой культуре. Реклама в России: от Средневековья к Новому времени. Практические 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Выполнение самостоятельной работы по теме "Формы проторекламы и СО" Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. История и развития рекламы и связей с общественностью в эпоху развития печати
2.1. Изобретение типографского станка как фактор развития рекламы в Западной Европе Ранняя европейская печатная реклама. Рекламная функция типографских эмблем и экслибрисов. Информационные бюро Европы 17 в. как прообраз комплексного (рекламного и СО) агентства.Развитие связей с общественностью в Западной Европе в XIX в. Североамериканская реклама и СО в XIX - начале XX века. Основные хронологические этапы развития рекламы в США XVIII-XIX веков. Ф. Т. Барнум в истории рекламы. «Патентная лихорадка» в США. Реклама в США после Гражданской войны. Истоки и практика социальной рекламы в США. Профессиональное саморегулирование рекламной деятельности в США Лекции 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Развитие западноевропейской рекламы и СО в XIX веке. Неравномерность развития рекламы в XIX веке в различных европейских странах. Особенности развития рекламного дела в Англии. Иллюстрации в английской газетной рекламе. Начало теоретических обобщений рекламной деятельности. Реклама во Франции в XIX веке. Мастера французского плаката. Развитие рекламного процесса в Германии в XIX веке Западноевропейские выставки: локальные, национальные и национальные и всемирные. Лекции 2 4 ОК-2, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Реклама и СО в России в XIX - начале XX века. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века. Специфика развития изобразительной рекламы в России в XIX веке. Фабричные марки и торговые знаки в России в XIX - начале XX века. Рекламные жанры афиши, плаката и вывески. Плакатное творчество рубежа XIX—XX веков. Фоторек¬лама в начале XX века в России. Промышленные, сельскохозяйственные, научные и художественные выставки в России в XIX - начале XX века. Лекции 2 4 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Развитие рекламы и СО в XIX веке в европейских странах. Этапы становления и развития связей с общественностью в Америке XIX-XX веков: «эра манипулирования» и «эра информирования». «Декларация о принципах» А. Ли как прообраз этического кодекса СО. «Эра убеждения» Э. Бернайза Практические 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века. Реклама в российской прессе в XIX - начале XX века. протоформы связей с общественностью в российской прессе в XIX - начале XX века.Связи с общественностью в России в XIX - начале XX. Журналистика и связи с общественностью: формы взаимодействия. Жанры публицистики и PR-жанры в «Северной пчеле» Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча Практические 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Выполнение комплексной самостоятельной работы ко второму разделу Сам. работа 2 11 ОК-2, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. История и развития рекламы и связей с общественностью в эпоху информационной революции в России и за рубежом
3.1. Реклама и связи с общественностью в советское время. Плакатная реклама во времена НЭПа: Маяковский В., Родченко А. Социальная и государственная реклама и пропаганда в Великую Отечественную войну. Послевоенная реклама СССР.Реклама в России в перестройку. Политическая и социальная реклама 90-ых.Зарубежная реклама и СО во второй половине ХХ века. Организация и расцвет рекламных агентств в США. Современная российская и зарубежная реклама и СО в эпоху цифровых медиа и Интернета Лекции 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Занятие-дискуссия на тему "Существовала ли советская реклама". Практические 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Связи с общественностью в России и за рубежом конца ХХ - нач. ХIвека века Практические 2 4 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Развитие печатной, радио-рекламы в ХХ-ХI вв. за рубежом. Возникновение и развитие ТВ-рекламы. Реклама конца ХХ- нач. ХI в.в. за рубежом Практические 2 2 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. История возникновения и развития известных зарубежных и российских брендов Практические 2 4 ОК-2, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Подготовка докладов-презентаций по зарубежной рекламе и СО ХХ-ХI вв Сам. работа 2 28 ОК-2, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ученова, Виктория Васильевна История рекламы : учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], , 2008.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трушина, Л.Е. История отечественной и зарубежной рекламы : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453360
Л2.2 Евстафьев, В.А История российской рекламы: современный период : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450739
Л2.3 Девлетов, О.У История отечественной рекламы за 150 лет (1840–1990): учебное пособие для студентов вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, , 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История рекламы и связей с общественностью adindex.ru, sostav.ru, advertology.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э3 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э4 курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2404
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.