МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и техника исследований в рекламе и связях с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 14 14 32 32
Практические 30 30 16 16 46 46
Сам. работа 24 24 15 15 39 39
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.социол.н., доцент, Говорухина Г.В.

Рецензент(ы):
начальник отдела по внешним связям Барнаульского представительства ООО «Сибирская генерирующая компания», Терешкина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика и техника исследований в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является предоставление студентам исчерпывающих знаний по основам теории и методологии проведения социологических и маркетинговых исследований и производства и на их основе новых знаний о рынках и субъектах рыночной деятельности; обучение студентов применению методов сбора вторичных и первичных данных, оформлению и обобщению собранных данных, их анализу и формулированию на этой основе новых знаний о складывающихся на рынках ситуациях; обучение студентов методам разработки и обоснования управленческих решений на основе результатов исследований и анализа ситуаций;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-10 способностью организовывать и проводить социологические исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание современных информационно-коммуникативных технологий, необходимых при планировании и организации исследований в рекламе и связях с общественностью; концептуальные основы организации исследовательской деятельности в области рекламы и связей с общественностью; сущность, специфику, основные направления социологических и маркетинговых исследований;
методологические и методические основы исследований в рекламе и связях с общественностью;
методы сбора и анализа эмпирических данных, формы их представления в отчетных документах;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять информационно-коммуникативные технологии, необходимые при организации и проведении исследований в рекламе и связях с общественностью;
организовывать эмпирические исследования в области рекламы и связей с общественностью; разрабатывать методологическую концепцию исследования и исследовательский инструментарий; использовать исследовательскую информацию для решения профессиональных задач.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения информационно-коммуникативных технологий и обеспечения информационной безопасности при планировании и организации исследований в рекламе и связях с общественностью;навыками организации исследований в рекламе и связях с общественностью, определения основных направлений исследований;
навыками разработки методологических и методических основ социологических исследований, направленных на получение необходимой информации для принятия решений;
навыками применения методов сбора и анализа эмпирических данных, способов представления результатов исследований в отчетных документах.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Методологические основы маркетинговых исследований
1.1. Общая характеристика маркетинговых исследований. Лекции 5 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
1.2. Общая характеристика маркетинговых исследований. Практические 5 6 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
1.3. Общая характеристика маркетинговых исследований. Сам. работа 5 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
1.4. Структура процесса маркетинговых исследований. Лекции 5 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Структура процесса маркетинговых исследований. Практические 5 6 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Структура процесса маркетинговых исследований. Сам. работа 5 9 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Специфика постановки проблемы в исследованиях в рекламе и связях с общественностью Лекции 5 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Специфика постановки проблемы в исследованиях в рекламе и связях с общественностью Практические 5 6 ОПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Специфика постановки проблемы в исследованиях в рекламе и связях с общественностью Сам. работа 5 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Характеристика проектов социологических и маркетинговых исследований Лекции 5 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Характеристика проектов социологических и маркетинговых исследований Практические 5 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.12. Характеристика проектов социологических и маркетинговых исследований Сам. работа 5 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Общая характеристика методов сбора и анализа данных
2.1. Качественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Лекции 5 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.2. Качественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Практические 5 8 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.3. Качественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Сам. работа 5 5 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.4. Количественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Лекции 6 6 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.5. Количественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Практические 6 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.6. Количественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Сам. работа 6 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.7. Формирование выборки социологических и маркетинговых исследованиях Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.8. Формирование выборки социологических и маркетинговых исследованиях Практические 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.9. Формирование выборки социологических и маркетинговых исследованиях Сам. работа 6 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.10. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.11. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Практические 6 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.12. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Сам. работа 6 3 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Исследовательские отчеты
3.1. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Практические 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Сам. работа 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Прикладные вопросы социологических и маркетинговых исследований Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
3.5. Прикладные вопросы социологических и маркетинговых исследований Практические 6 4 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
3.6. Прикладные вопросы социологических и маркетинговых исследований Сам. работа 6 2 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
3.7. Итоговый контроль Экзамен 6 27 ОПК-6, ПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.М. Наумова Проектирование маркетинговых исследований : учебное пособие Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола , 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439278
Л1.2 Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. Маркетинговые исследования : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454102
Л1.3 А.В. Коротков Маркетинговые исследования : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119143
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Джафаров, К.А. Исседования в рекламе: учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228957 (06.02.2018).
Л2.2 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
Л2.3 Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/BFF5DC94-F93F-470D-B94A-1CC1E829746C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Гильдии маркетологов www.marketologi.ru
Э2 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э3 портал РБК marketing.rbc.ru
Э4 журнал 4P маркетинг www.4p.ru
Э5 Курс в Moodle "Методика и техника исследований в рекламе и связях с общественностью" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.