МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика рекламного и PR-текста
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василеко Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика рекламного и PR-текста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – усвоение студентами основных положений современной теории рекламного и PR-текста в системе управления интегрированными коммуникациями, а также формирование базовых навыков создания текстов и документов, используемых в области связей с общественностью и рекламы, навыками копирайтинга.
Для достижения цели ставятся задачи:
Знание особенностей функционирования рекламного и PR-текста в системе публичных коммуникаций, их родовой специфики
Овладение типологией рекламного и PR-текста, знание их жанровых особенностей
Знание особенностей копирайтинга в рекламе и связях с общественностью
Обучение навыкам анализа рекламных и PR-текстов с точки зрения их содержания и особенностей структуры и композиции
Формирование умений создания рекламных и PR-текстов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: обладанием базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга
ПК-16: способностью под контролем осуществлять подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения современной теории рекламного и PR-текста в системе управления интегрированными коммуникациями;
особенности функционирования рекламного и PR-текста в сфере публичных коммуникаций, их родовую специфику; типологию рекламного и PR-текста, технологии создания текстов в области РиСО, их жанровые особенности; основы копирайтинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать содержание, структуру и композицию рекламных и PR-текстов в соответствии с их жанровыми особенностями и решаемыми коммуникативными задачами, составлять рекламные и PR-тексты в соответствии с их коммуникативными задачами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками копирайтинга в рекламе и связях с общественностью, навыками создания и литературного редактирования текстов в области РиСО, навыками подготовки рекламной продукции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исходные положения общей теории текста
1.1. Понятие текста. Основные категории и свойства текста Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.2
1.2. Связность и целостность как текстообразующие категории Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.2
Раздел 2. Реклама и рекламный текст в системе массовых коммуникаций
2.1. Рекламный текст в системе массовой коммуникации. Классические макеты рекламы Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
2.2. Печатная реклама. Реклама в печатных СМИ. Макеты рекламы Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
2.3. Разработка рекламных макетов. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Разработка содержания рекламного текста
3.1. Текст как один из компонентов рекламы. «Творческая платформа рекламы» Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.2. Структура рекламного текста. Модели простроение РТ Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.3. Литературная обработка и тестирование рекламного текста Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.4. Анализ рекламного сообщения: информация о товаре, потребителе, рынке, параметры рекламного сообщения Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.5. Заголовок рекламного текста Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.6. Анализ содержания и структуры рекламного текста Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.7. Работа над созданием рекламного текста. «Схематическая диаграмма логического пути, по которому разворачивается текст» Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.8. Тестирование рекламного текста Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
3.9. Блоковая самостоятельная работа с последующим анализом и работой над ошибками Практические 5 4 Л2.1, Л1.2
3.10. Разработка и тестирование рекламного текста. Сам. работа 5 27 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. PR-текст в системе публичных коммуникаций
4.1. Общее понятие PR-текста, его базовые характеристики Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Отличие PR-текста от текстов смежных коммуникационных сфер – рекламного и журналистского Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Отличие PR-текста от текстов смежных коммуникационных сфер – рекламного и журналистского Сам. работа 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Классификации PR-текста и его жанровые характеристики
5.1. Классификации PR-текстов Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1
5.2. Жанровая типология PR-текстов. Оперативно-новостные и исследовательско-новостные жанры Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1
5.3. Пресс-релиз как базовый PR-текст Практические 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1
5.4. Жанровая типология PR-текстов. Фактологические жанры. Исследовательские жанры Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1
5.5. Жанровая типология PR-текстов. Образно-новостные жанры. Комбинированные PR-тексты Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1
5.6. Жанровая типология PR-текстов. Медиатексты Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
5.7. PR-тексты разных жанров Практические 5 4 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1
5.8. Медиатексты Практические 5 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
5.9. Разработка PR-текстов Сам. работа 5 28 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
5.10. Блоковая самостоятельная работа с последующим анализом и работой над ошибками Практические 5 4 ОПК-3, ПК-16 Л2.1, Л1.1
5.11. Экзамен 5 27 ОПК-3, ПК-16

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Л. В. Минаевой Связи с общественностью. Составление документов: теория и практика : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Селезнева, Л. В. Подготовка рекламного и pr-текста : учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/86510952-F1FB-43E9-AC0B-27A3F64299D4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарков Ф. И. Массовые коммуникации и медиапланирование: учеб. пособие М.: Альфа-Пресс, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.repiev.ru/articles/Ad_Education_Thoughts.htmpro-books.ru
Э2 http://ad-edu.livejournal.com/14461.html
Э3 http://www.pr-chance.kiev.ua/
Э4 http://www.akos-icco.ru/
Э5 http://www.soob.ru/
Э6 http://www.rupr.ru/
Э7 http://www.sostav.ru/
Э8 http://www.press-service.ru/
Э9 http://www.brandmanagement.ru/
Э10 http://www.adme.ru/
Э11 http://www.admarket.ru
Э12 http://www.ir-magazine.ru
Э13 http://www.outdoor.ru
Э14 http://www.Advertising.ru
Э15 курс Теория и практика рекламного и PR-текста https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3729
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.