МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы исследований в рекламе и связях с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-1-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 308
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 14,5 18 15 17,5 15 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 10 10
Лабораторные 24 24 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 114 114
Сам. работа 38 38 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 308 308
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 432 432

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Милюкова А.Г.;преподаватель, Логиновская А.В.;Старший преподаватель, Жеребненко А.В.;к.филол.н., Доцент, Валюлина Е.В.;к.филол.н., Доцент, Янчевская К.А.;к.филол.н., Доцент, Комиссарова Л.М.;д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.;д.филол.н., Профессор, Халина Н.В.;к.социол.н., Доцент, Говорухина Г.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н.,, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы исследований в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать систему знаний о методологии и методике научного исследования в области рекламы и связей с общественностью;
сформировать умения разрабатывать программу и инструментарий эмпирического исследования;
сформировать навыки представления результатов исследований в форме курсовой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5.1 Знает совокупность политиче-ских, экономических факто-ров, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-2.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекла-мы и связей с общественностью для государственных и бизнес-структур;
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение.
ПК-2.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потреби-тельский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования.
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур;
ОПК-5.2 Осуществляет свои професси-ональные действия в сфере рекламы и связей с общественностью с учетом специфики коммуникационных процессов и механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы.
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного про-дукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов).
ПК-2.3 Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей си-туацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования. социологического опро-са, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ.
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации.
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес-структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы организации и самообразования в сфере связей с общественностью и рекламы;
темы и основные подходы к исследованиям в сферах связей с общественностью и смежных социальных коммуникаций;
представление об основах учебно-исследовательского процесса;
виды исследований в сфере коммуникативных технологий связей с общественностью и рекламы, методологические основы курсовой работы, ее содержательные и формальные характеристики.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять способы самоорганизации и самообразования в сфере связей с общественностью и рекламы;
использовать полученные знания и аналитические методики в практической деятельности специалиста по СоиР;
собирать материал, литературу по теме курсовой работы;
составлять рефераты и курсовые работы по заданной теме; апробировать результаты научно-исследовательской работы в форме доклада на научной конференции, мультимедийной презентации, публикации материалов выступления в печати
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самоорганизации и самообразования в целях подготовки различных форм учебно-исследовательской работы студентов,
технологиями проведения исследований в сфере коммуникативных технологий, связей с общественностью и рекламы,
навыками написания доклада, отчета, аналитической справки, составления презентации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научного исследования
1.1. Методология научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Основные этапы научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Методы научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Сбор, анализ и интерпретация эмпирических данных исследования Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Оформление результатов эмпирического исследования Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Публичная защита курсовой работы Лабораторные 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.9. Подготова теоретической и практической части исследовыания в рамках выбранной темы. Сам. работа 2 38 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Актуальные проблемы исследования
2.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 3 54 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Актуальные проблемы исследования
3.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 4 54 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Актуальные проблемы исследования
4.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 5 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 5 54 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Актуальные проблемы исследования
5.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 6 54 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Актуальные проблемы исследования
6.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 7 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 7 54 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Марочкина, С.С. Введение в специальность: реклама: учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114757
Л1.2 Антипов, К.В. Основы рекламы: учебник ЭБС «Университетская библиотека online», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454031
Л1.3 Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/463D79D1-24A2-40AE-8D02-BC0595D90A1D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гундарин, Михаил Вячеславович. Основы интегрированных коммуникаций: связи с общественностью : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э6 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, ст. преп. Жеребненко А.В. portal.edu.asu.ru
Э7 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, доц. Валюлина Е.В. portal.edu.asu.ru
Э8 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, доц. Валюлина Е.В. portal.edu.asu.ru
Э9 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, доц. Валюлина Е.В. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается курсовой работой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
лабораторное занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Лабораторное занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На лабораторном занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.