МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная пресс-служба

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17,5 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 20 20 36 36
Практические 20 20 24 24 44 44
Сам. работа 36 36 73 73 109 109
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н, директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения), Василенко И. А.

Рабочая программа дисциплины
Современная пресс-служба

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заложить теоретическую базу для определения понимания работы пресс-службы в организационном, коммуникативном и технологическом аспектах;
определить основные направления деятельности пресс-службы и выявить их функциональную роль;
научить студентов самостоятельно, с помощью анализа обнаруживать и формулировать коммуникационные проблемы базисного субъекта PR (той организации, в структуре которой существует пресс-служба);
дать практические навыки по основным направлениям деятельности пресс-службы в различных сферах общественных отношений – в политике, бизнесе, государст-венном управлении, образовании и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекла-мы и связей с общественностью для государственных и бизнес-структур;
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение.
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур;
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного про-дукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов).
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации.
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес-структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает ключевые особенности функционирования организации в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах, функциональные различия пресс-служб в государственных, общественных, коммерческих структурах, современные технологии, востребованные в деятельности пресс-службы; основные направления деятельности пресс-службы, их составные элементы; принципы планирования эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, особенности проведения мероприятий для внутренней и внешней аудитории, роль пресс-службы в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет готовить аналитические материалы, составлять базы данных, включающие сведения о СМИ;
взаимодействовать со СМИ с использованием информационно-коммуникационных технологий; создавать коммуникативное пространство организации; организовать специальные мероприятия для обеспечения внутренней и внешней коммуникации организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки взаимодействия со СМИ с учетом требований информационной безопасности, технологиями работы в пресс-службах в различных структурах – в государственных, общественных, коммерческих структурах;технологиями управления коммуникационным пространством организации для обеспечения эффективной внутренней и внешней коммуникации организации; технологиями аккредитации журналистов; навыками литературного редактирования, копирайтинга.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Пресс-служба в системе связей с общественностью: российская специфика
1.1. Пресс-служба как специфическое PR-подразделение в организациях различных сфер деятельности Лекции 7 6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
1.2. История возникновения пресс-служб в России Практические 7 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
1.3. Многосторонность и противоречивость деятельности пресс-службы Практические 7 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
1.4. Роль пресс-секретаря Президента РФ Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Стратегические цели пресс-службы как ключевого звена внутрикорпоративных и внешних коммуникаций
2.1. Пресс-служба как ключевое звено организации и управления информационным пространством организации Лекции 7 6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
2.2. Методы управления корпоративной информацией Практические 7 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
2.3. Информационный регламент как условие обеспечения информационной открытости организации Практические 7 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
2.4. Методы управления информацией корпоративной информацией Сам. работа 7 28 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Основные направления деятельности пресс- службы
3.1. Пресс-служба как коммуникационно-информационный инструмент обеспечения/сопровождения основной деятельности организации Лекции 7 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
3.2. Знакомство с формами и методами работы современной государственной пресс-службы Практические 7 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Общая характеристика деятельности пресс-служб региональных/муниципальных исполнительных/законодательных, представительных органов власти, силовых органов власти
4.1. Основные факторы, определяющие специфику и проблемы функционирования пресс-служб региональных/муниципальных исполнительных/законодательных, представительных органов власти Лекции 8 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
4.2. Знакомство с формами и методами работы современной государственной пресс-службы со СМИ, общественностью и другими целевыми аудиториями на примере пресс-службы регионального органа государственной власти, анализ опыта (встреча с руководителем пресс-службы) Практические 8 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. СМИ как основная целевая аудитория деятельности пресс-службы
5.1. СМИ как целевая аудитория и канал распространения информации в деятельности пресс-службы Лекции 8 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
5.2. Место пресс-службы в создании информационной повестки дня Лекции 8 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
5.3. Встреча с руководителем региональных СМИ «Региональное медиасообщество, основные проблемы взаимодействия пресс-служб с медиасообществом и пути преодоления противоречий» Практические 8 18 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
Раздел 6. Пресс-служба как организатор, креатор и аналитик взаимодействия организации с различными внешними и внутренними целевыми аудиториями
6.1. Специфика пресс-службы как организатора внутрикорпоративных коммуникаций, инструментарий, роль пресс-секретаря Лекции 8 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
6.2. Организация информационного пространства организации в Интернете (корпоративный сайт, блоги, социальные сети). Практические 8 2 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
6.3. Технология проведения пресс-конференции. Формы организации специальных мероприятий для СМИ Сам. работа 8 19 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
Раздел 7. Общая характеристика и специфика деятельности пресс-служб в сфере бизнеса
7.1. Основные факторы, определяющие специфику функционирования пресс-служб бизнеса. Сравнительная характеристика деятельности пресс-служб в государственной и коммерческой сферах Лекции 8 4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
7.2. Знакомство с опытом организации деятельности пресс- службы регионального коммерческого предприятия Сам. работа 8 36 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
7.3. Знакомство с опытом организации деятельности пресс- службы регионального коммерческого предприятия Сам. работа 8 18 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
7.4. Итоговый контроль Экзамен 8 27 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жильцова, О. Н. Связи с общественностью : учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6450F6BE-CE23-4946-8078-93121F0C851D
Л1.2 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Борщевский, Г. А. Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4DBBE6C8-A970-4A8C-8870-77F837F88DC1
Л1.4 Фадеева, Е. Н. Связи с общественностью : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/09F0A4F7-A8CB-430B-BE4E-C92C2C63127B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов П.А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии: Другое Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин ; под общ. ред. Ф.И. Шаркова Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454107
Л2.3 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник М.: Инфра-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 курс Современная пресс-служба portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.