МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории коммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 118
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 22 22 48 48
Практические 28 28 22 22 50 50
Сам. работа 54 54 64 64 118 118
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд. филол. наук, , доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
к.социол.н. , доцент директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – всесторонне рассмотреть феномен коммуникации.
Задачи курса:
1.Систематизированное изложение основ теории коммуникации в широком научном контексте, включающем методологические, философские, социопсихологические, семиотические, лингвистические аспекты;
2.Освоение студентами базового научного аппарата современной коммуникативистики, методов исследования коммуникации;
3.Знакомство с основными уровнями социальной коммуникации, спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни;
4.Акцентирование прагматических аспектов вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации;
5.Выработка у студентов умений и навыков эффективного взаимодействия, определяющих высокий уровень коммуникативной компетентности в сферах профессионально ориентированной и бытовой коммуникации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: умением планировать и организовывать под контролем коммуникационные кампании и мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные концепции и методы изучения коммуникации; содержание основных философских, социологических, психологических, семиотических, кибернетических, лингвистических теорий социальной коммуникации;
законы, условия и факторы коммуникации;
характеристики языковой и коммуникативной личности, в том числе в профессиональной сфере;
специфику коммуникации в профессионально ориентированных сферах: особенности организационной, политической, публичной, рекламной и межкультурной коммуникации;
этапы и принципы планирования коммуникационных кампаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.связать содержание деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью с основами коммуникативной грамотности;
применять полученные знания об особенностях коммуникации в профессиональной практике при выявлении и объяснении фактов и процессов коммуникации;
исполнять коммуникативную роль в соответствии с коммуникативной ситуацией в процессе организации коммуникационных кампаний и мероприятий;
применять знания в межличностной и групповой интеракции в процессе организации коммуникационных кампаний и мероприятий;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования основных положений и методов коммуникативистики для решения социальных и профессиональных задач; навыками установления, поддержания и развития межличностных и деловых отношений; навыками использования различных коммуникативных средств в зависимости от поставленной задачи; навыками планирования и организации коммуникационных кампаний и мероприятий;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение. Объект, предмет и методология курса
1.1. Диверсификация понятия коммуникация: универсальное, техническое, биологическое, социальное определения. Теория коммуникации в спектре научных дисциплин, междисциплинарные связи. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Аспекты теории социальной коммуникации. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Законы коммуникации: закон возрастания коммуникативных потребностей людей; закон ускорения и увеличения объема информационного обмена; закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации. Лекции 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Категориальный аппарат теории социальной коммуникации: коммуника-тивная/речевая деятельность, коммуникация/общение, функции коммуникации, общение: коммуникация/интеракция/перцепция, информация (сообщение), высказывание, текст, знак, язык, коммуникативное пространство, коммуникативное время. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Что такое коммуникация? Составление портрета явления Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Объект, предмет, методология курса. Базовый категориальный аппарат научной дисциплины «Основы теории коммуникации» Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Основные парадигмы, теории и модели социальной коммуникации
2.1. Методологический плюрализм и полипарадигмальность теории коммуникации. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации (по Р. Крейгу). Лекции 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Семиотические, лингвистические, когнитивные, интерпретативные теории коммуникации: Ф.де Соссюр, Ч.-С. Пирс, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Р. Якобсон, Р. Барт, Ч.-С. Пирс, Ч. Моррис. Лекции 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации (по Р. Крейгу). Эволюция и логика сменяемости парадигм Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Естественнонаучные (кибернетические, системные) теории коммуникации Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Психологические теории коммуникации: интеракционизм, бихевиоризм Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Социологические, философские и культурологические теории коммуникации Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Структурализм и постструктурализм о коммуникации Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Контрольная работа по индивидуальным заданиям Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Эволюция социальной коммуникации и коммуникативные революции
3.1. Антропосоциогенез и коммуникация. Отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций. Основные вехи, закономерности эволюции социальной коммуникации. Коммуникативные революции и их социально-психологические последствия. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Теории происхождения языка. Коммуникативные революции Практические 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Информация и информационная деятельность
4.1. Информация, различные подходы к толкованию: философский, физико-биологический, формально-математический, социологический. Виды информации: физическая, биологическая, социальная. Виды информационных систем: естественные и искусственные. Человек и его роль в информационном развитии. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Понятие информационной деятельности. Формирование, (де) кодирование, хранение, трансформация, использование информации. Свойства информации: новизна, доступность, сложность, достоверность, полнота, полезность. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Информация, ее виды. Социальная информация, ее виды и уровни ма-нифестации. Теория информационного общества Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Коммуникация как процесс и структура
5.1. Неосознанная и осознанная активность человека: поведение и деятельность. Коммуникация как деятельность и поведение. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Коммуникация как структура. Основные элементы коммуникативной структуры. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Коммуникация как процесс и структура. Типологический анализ коммуникации. Функции коммуникации. Функциональный анализ коммуникции Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 20 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Виды коммуникации
6.1. Виды коммуникации: классификации по разным основаниям. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Знаковые фигуры Communication studies Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.3. Контрольная работа по индивидуальным заданиям Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 26 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Раздел 7. Семиотика коммуникации
7.1. Семиотические основы коммуникации. Семиотика как научная дисциплина в историческом ракурсе. Структурно-лингвистическое и логико-прагматическое направления семиотики. Основные понятия семиотики: знак, знаковые системы, семиозис. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.2. Семиотическая триада (три измерения семиозиса) и средневековый тривий: семантика/синтактика/прагматика семиотики и логика/грамматика/риторика тривия. Классификация коммуникации по семиотическому основанию: вербальная и невербальная коммуникация. Невербальная коммуникация, ее сущность и функции. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.3. Семиотика. Основные понятия семиотики. Знак, его свойства. Типология знаков. Семиотическая триада. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.4. Семиотика. Вербальные и невербальные средства. Семиотический анализ коммуникации Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.5. Место естественного (вербального) языка среди других знаковых систем. Дихотомия язык/речь. Единицы языка/речи. Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Речевой акт и коммуникативный акт. Теория речевых актов. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.6. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 14 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Речевая коммуникация
8.1. Речевая коммуникация. Теория речевых актов. Прагматический анализ коммуникации Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 14 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Субъекты коммуникации
9.1. Субъекты коммуникации. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.2. Понятие интеракции. Проблема понимания и множественности интерпретаций. Коммуникативный акт – минимальная единица взаимодействия субъектов коммуникации (диалогическое единство). Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.3. Модели языковой и коммуникативной личности. Личностный анализ коммуникации Практические 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 14 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 10. Контакт в речевой коммуникации
10.1. Виды речевого контакта: акт общения и фатический акт. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
10.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
10.3. Коммуникация и индивидуальные психологические особенности человека. Коммуникабельность, харизматичность, способность к кооперации в речевом поведении как индивидуальные параметры коммуникативной личности. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 11. Референт в речевой коммуникации
11.1. Референция – процесс (и результат) соотнесения слова (языка) и мира. Корректная и некорректная (девиантная) референция. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
11.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
11.3. Референт в коммуникации Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 12. Уровни коммуникации
12.1. Уровни коммуникации. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.2. Интеракционный аспект межличностного взаимодействия. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.3. Межкультурная коммуникация. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Уровни межкультурной коммуникации: межличностный, в малых группах, межэтнический, национальный (межгосударственный). Формы межкультурной коммуникации: аккультурация, культурная экспансия, культурная диффузия, культурный конфликт. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.4. Внутриличностная и межличностная коммуникация Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.5. Организационная коммуникация Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.6. Массовая коммуникация Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.7. Межкультурная коммуникация. Специфика русского коммуникативного поведения Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.8. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 13. Профессионально ориентированные сферы коммуникации
13.1. Рекламная коммуникация, ее процессуально-структурная специфика . Основные модели рекламной коммуникации. Политическая коммуникация, ее процессуально-структурная специфика. Публичная коммуникация, ее процессуально-структурная специфика. Формы и жанры публичной коммуникации. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
13.2. Подготовка к практическим занятиям и зачету с оценкой Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОТК_2020 3-4.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.А. Василик Основы теории коммуникации: Учебное пособие М.: Гардарики, 2006, http://www.journ.bsu.by/index.php?option=com_remository&Itemid=108&func=startdown&id=129
Л1.2 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие М.:"Флинта" - https://e.lanbook.com/book/44281, 2013 https://e.lanbook.com/book/44281
Л1.3 Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие М.: Альфа-М, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э5 Курс "Основы теории коммуникации" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4832
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.