МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

GR-технологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., Профессор, Халина Н.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
GR-технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.cформировать представления, знания и навыки в сфере взаимодействия государства и бизнеса, сформировать профессиональные навыки и знания GR-специалиста как формы профессиональной деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о принципах создания эффективной внешней коммуникационной инфраструктуры организации, определения понятий GR и лоббизма, основные GR-технологии и технологии лоббистской деятельности, используемые при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, современные направления развития GR-менеджмента и лоббизма в России и зарубежных странах; основные подходы к пониманию понятий Lobbing, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA), объекты и субъекты лоббизма, стратегии взаимодействия государства и бизнеса в российской экономике.
3.2.Уметь:
3.2.1.способен создавать и развивать эффективную внешнюю коммуникационную инфраструктуру организации,выделять основные субъекты и объекты GR; разграничивать легальные и противозаконные технологии продвижения интересов бизнеса
осуществлять оценку эффективности работы GR-департамента и GR-специалиста, участвовать в работе GR-подразделения в компании, использовать институты и механизмы продвижения интересов бизнеса в процессе взаимодействия с властью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональные навыки и знания GR-специалиста, навыки поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений в сфере GR-менеджмента; навыки работы в команде, формируемой для выполнения задач, поставленных в рамках курса; навыки планирования и организации мероприятий в сфере профессиональных компетенций GR-специалиста; владеет технологиями социальной ответственности бизнеса, GR-технологиями, применяемыми в работе бизнес-ассоциаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теории GR и лоббизма
1.1. Теории GR и лоббизма Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Теории GR и лоббизма Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Организация работы GR-подразделения в компании. Профессиональные навыки и знания GR-специалиста
2.1. Организация работы GR-подразделения в компании. Профессиональные навыки и знания GR-специалиста Лекции 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. Организация работы GR-подразделения в компании Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.3. Профессиональные навыки и знания GR-специалиста Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.4. Оценка эффективности работы GR-департамента и GR-специалиста Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Функциональные аспекты GR - менеджмента
3.1. Функциональные аспекты GR - менеджмента Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.2. Институты и механизмы продвижения интересов бизнеса в процессе взаимодействия с властью Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.3. Социальная ответственность бизнеса Практические 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.4. Региональные аспекты использования GR-технологий Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Бизнес-ассоциации в системе взаимодействия бизнеса с властью
4.1. Бизнес-ассоциации в системе взаимодействия бизнеса с властью Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.2. Бизнес-ассоциации в системе взаимодействия бизнеса с властью Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 44 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС GR 2020 3-4.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442983
Л1.2 В.В. Крупенков, Н.А. Мамедова, А.Н. Грачев Государственные и бизнес-коммуникации: учебно-практическое пособие М. : Евразийский открытый институт, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90968
Л1.3 .Л. Протасова, Э.В. Бикбаева, М.Д. Наумова Связи с общественностью и имидж в политической сфере российского общества: учебное пособие Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445035
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф. Китчен Паблик рилейшнз : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114546
Л2.2 под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова Gr и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C0E1AB69-198E-4213-A93A-7FCC48FC9753
Л2.3 под ред. М. М. Васильевой Связи с общественностью в органах власти : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1D8B6D05-1892-46AE-BEAA-EA5E4227DC94.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lobbying.ru –Российский профессиональный портал о лоббизме и GR
Э2 http://www.rgra.ru – Национальная ассоциация специалистов по взаимодействию с органами государственной власти
Э3 http://www.raso.ru – Российская ассоциация по связям с общественностью
Э4 http://www.gr.ru – центр по изучения проблем взаимодействия бизнеса и власти
Э5 Курс GR-технологии https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6627
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.