МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Межкультурные коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Халина Наталья Васильевна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)», Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Межкультурные коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование межкультурной компетентности и воспитание осознания родной культуры и других культур.
Задачи дисциплины:
1. научиться ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных национальных групп;
2. научиться руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами общества, отказаться от этноцентризма и уважать своеобразие иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума
3. владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
4. подготовиться к преодолению влияния стереотипов и осуществлению межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общения
Изучение дисциплины «межкультурная коммуникация» призвано также обеспечить:
• повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;
• развитие когнитивных и исследовательских умений;
• повышение информационной культуры;
• расширение кругозора и повышение общего культурного уровня студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способностью реализовывать знания в области рекламы как сферы профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и подходы к изучению межкультурной коммуникации; особенности восточной и западной культуры; теорию коммуникации; проблемные области межкультурной коммуникации; основы речевого этикета;
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно взаимодействовать с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами; устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами ведения диалога, законами композиции и стиля, приемами убеждения, культурой мышления и изложения мыслей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. История возникновение и развития межкультурных коммуникаций. Лекции 6 2 ПК-14 Л2.3, Л1.3, Л1.11
1.2. История возникновение и развития межкультурных коммуникаций. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л2.3, Л1.3, Л1.11
1.3. Культура и культурное многообразие мира. Лекции 6 2 ПК-14 Л2.2, Л1.3, Л1.11
1.4. Культура и культурное многообразие мира. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л2.2, Л1.3
1.5. Этноцентризм и культурный релятивизм. Практические 6 2 ПК-14 Л1.10, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.6. Культурная идентичность. Лекции 6 2 ПК-14 Л1.10, Л2.5, Л2.4, Л1.11
1.7. Культура и коммуникация. Практические 6 2 ПК-14 Л1.10, Л2.5, Л1.7
1.8. Межкультурная коммуникация как научная дисциплина. Лекции 6 2 ПК-14 Л1.8, Л2.2, Л2.5, Л1.2
1.9. Межкультурная коммуникация как научная дисциплина. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л1.8, Л2.2, Л1.2
1.10. Культурные ценности родной культуры и других культур. Практические 6 2 ПК-14 Л1.5, Л2.2, Л1.2
1.11. Культурные ценности родной культуры и других культур. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.5, Л2.2, Л2.5
1.12. Национальные стили ведения деловых переговоров. Практические 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.5, Л2.2, Л2.5
1.13. Национальные стили ведения деловых переговоров. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л2.3, Л1.1, Л1.5, Л2.5
1.14. Основные аспекты межкультурного взаимодействия в условиях глобализации. Практические 6 2 ПК-14 Л2.3, Л1.5, Л1.6
1.15. Основные аспекты межкультурного взаимодействия в условиях глобализации. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л1.8, Л2.2, Л1.6
1.16. Основные стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации Практические 6 2 ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.17. Основные стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации Сам. работа 6 2 ПК-14 Л1.8, Л2.2, Л1.2
1.18. Деловая коммуникация и кросскультурные тренинги. Практические 6 2 ПК-14 Л2.2, Л1.10
1.19. Деловая коммуникация и кросскультурные тренинги. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л1.10, Л2.5
1.20. Результаты межкультурной коммуникации. Лекции 6 2 ПК-14 Л1.1, Л2.5, Л1.12
1.21. Результаты межкультурной коммуникации. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.12
1.22. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина. Практические 6 2 ПК-14 Л2.1, Л2.3, Л1.9, Л1.12
1.23. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л1.9, Л2.5, Л2.4, Л1.12
1.24. Освоение культуры. Практические 6 2 ПК-14 Л1.9, Л2.5, Л2.4
1.25. Освоение культуры. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л1.9, Л2.2, Л2.4
1.26. Виды межкультурной коммуникации. Практические 6 2 ПК-14 Л1.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4
1.27. Виды межкультурной коммуникации. Сам. работа 6 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л2.4
1.28. Невербальная коммуникация. Практические 6 2 ПК-14 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.6
1.29. Невербальная коммуникация. Сам. работа 6 4 ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л1.6, Л2.4
1.30. Проблемы понимания в межкультурной коммуникации Практические 6 2 ПК-14 Л1.9, Л2.2, Л1.10, Л2.4
1.31. Проблемы понимания в межкультурной коммуникации Сам. работа 6 4 ПК-14 Л1.9, Л2.2, Л1.10, Л2.4
1.32. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Практические 6 2 ПК-14 Л2.2, Л1.10, Л2.4
1.33. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Сам. работа 6 4 ПК-14 Л2.2, Л1.10, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

См.приложение



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горохов В.М., Гринбенрг Т.Э. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии: учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 под ред. Н. А. Ипполитовой Риторика: учебник М. : Проспект, 2009
Л1.3 Константинова Л.А., Деловая риторика: М. : "ФЛИНТА" // ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.4 Зверева Н. Я говорю — меня слушают: Уроки практической риторики М. : "Альпина Паблишер" // ЭБС "Лань", 2013
Л1.5 М. Л. Соснова Тренинг коммуникативного мастерства: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
Л1.6 Стернин, Иосиф Абрамович Практическая риторика: учеб. пособие для студентов вузов М. : Академия, 2010
Л1.7 Каган М.С., Солонин Ю.Н. Культурология: Учебник "Юрайт" // ЭБС "Лань", 2012
Л1.8 Иссерс О. С. Речевое воздействие: учеб. пособие для вузов М.: Флинта, 2009
Л1.9 Голуб О.Ю., Тихонова С.В. Теория коммуникации: учебник М.: Дашков и К°, 2011
Л1.10 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
Л1.11 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник М. : Дашков и Ко, 2013 biblioclub.ru
Л1.12 Крысько В. Г. Этническая психология : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт. -сост. И. Н. Кузнецов Деловое общение: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2008
Л2.2 С.А. Осокина Языковые механизмы воздействия на человека: монография АлтГУ; ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.asu.ru
Л2.3 Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений: учебник М.: Проспект, 2009
Л2.4 Далецкий Ч. Риторика: Заговори, и я скажу, кто ты: учеб. пособие М. : Омега-Л, 2003
Л2.5 Ю. В. Шатин Искусство переговоров: М. : Бератор-Пресс, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э5 курс Межкультурные коммуникации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Нагрузку в течение семестра необходимо распределять рационально так, чтобы не перегружать себя во время сессии.
Для успешного освоения данной дисциплины необходимо, во-первых, посещать все лекции и практические занятия, во- вторых, активно работать на практических занятиях, в-третьих, читать рекомендованную литературу, в-четвертых, систематически самостоятельно изучать новые материалы по дисциплине.
Подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Для того чтобы избежать трудностей при ответах, рекомендуем уделить большее время подготовке, изучить не только лекционный материал, но и аналитические отчеты и дополнительную литературу по этим темам.