МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Манипулятивные технологии в РиСО

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Манипулятивные технологии в РиСО

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов понимание принципов функционирования манипулятивных технологий в творческой лаборатории корреспондентов различных типов СМИ, а также умение определять манипулятивные тексты и создавать их в с учетом характеристик целевой аудитории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур;
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного про-дукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории и концепции, связанные с исследованием коммуникативного воздействия и манипулирования; иметь системные представления о спектре языковых (речевых) средств коммуникативного воздействия и их воздействующем потенциале; иметь системные представления о социально-психологических инструментах коммуникативного воздействия и их воздействующем потенциале.
3.2.Уметь:
3.2.1.интерпретировать и аргументировать использование приемов коммуникативного воздействия; различать манипулятивную и неманипулятивную увещевательную коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.первичными навыками, регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях, методами и технологиями оказания конструктивного влияния на совместную деятельность и межличностное взаимодействие на основе общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического развития; алгоритмом противостояния манипуляции с помощью различных методов и технологий, учитывая риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные технологии влияния
1.1. Убеждающие технологии. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Убеждающие технологии. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Психологические манипуляции как скрытное управление сознанием и поведением людей Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Психологические манипуляции как скрытное управление сознанием и поведением людей Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Манипуляция в массовых информационных процессах
2.1. СМИ как манипулятор Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. СМИ как манипулятор Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Техники медиаманипуляции Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Техники медиаманипуляции Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. СМИ как объект манипуляции Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. СМИ как объект манипуляции Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. СМИ как манипулятор Сам. работа 8 39 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Защита
3.1. Методы «вскрытия» манипулятивных приемов Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Методы «вскрытия» манипулятивных приемов Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Защита от манипуляции Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Защита от манипуляции Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Зачет 8 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань" 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Ингерсолл Грант С., Мортон Томас С., Фэррис Эндрю Л. Обработка неструктурированных текстов. Поиск, организация и манипулирование: Издательство "ДМК Пресс", 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Франц В. А. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общепрофессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к практическим работам, сдаче зачета.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.