МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исторический анализ научно-психологических теорий
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_06_01_Общ псих-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 27
контроль 17
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 17 17 17 17
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, Волкова Т.Г,

Рецензент(ы):
к.психол.н., Доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Исторический анализ научно-психологических теорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации),утвержденный приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 30 июля 2014 года (с изменениями и дополнениями от 30 апреля 2015.

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н. доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.психол.н. доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений слушателей (аспирантов) об исторической динамике, условиях и механизмах формирования современных научно-психологических теорий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-2: способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историческое развитие психологической науки, ее этапов, ведущих научных идей, подходов, концепций отечественной и зарубежной психологии, методологического и методического аппарата; становление психологической науки в контексте истории изучения закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять исторический анализ к постановке актуальных исследовательских задач и их решения в изучении закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности;
проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, выполнять задачи в рамках работы исследовательских коллективов опираясь на понимание системного научного мировоззрения, используя знания в области истории психологии, истории и философии науки; применять критический анализ к современным научным достижениям в области психологической науки через призму ее исторического развития, генерировать новые идей при решении исследовательских и практических задач в; учитывать преемственность в развитии методов научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками системного анализа процесса становления психологического знания, решения научных и научно-образовательных задач в области истории психологии, применения исторического анализа к разработке и реализации современных научных исследований в области изучения психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности; системным научным мировоззрением, опытом проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных; навыками критического анализа с опорой на знание истории психологии и генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторический анализ научно-психологических теорий
1.1. Проблема исторического анализа научно-психологических теорий Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные исторические и социально-культурные периоды формирования психологических теорий Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные периоды становления психологии: мифологический, философский, научный Сам. работа 3 11 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Динамика предмета науки Практические 3 2 ПК-2, УК-2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Субъективизм психологического знания и объективизм психологического познания: представленность в психологических теориях в исторической динамике Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема субъекта знания и познания Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Социальная релевантность психологических теорий Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Классицизм и не-классицизм в психологии Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Объясняющий и понимающий подходы в психологии Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Основные подходы в определении предмета психологии в контексте различных теорий: интернальный, экстернальный, личностный Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Основные подходы в определении предмета психологии в контексте различных теорий: интернальный, экстернальный, личностный Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Основные психологические метатеории: глубинная, бихевиоральная, гуманистическая Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Психологические теории как результат дифференциации предмета психологии: история и современность Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Динамика предмета психологии в рамках метатеорий Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Современное состояние предмета психологии, как результат его историко-культурного становления Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Принципы историко-психологического анализа Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Принципы историко-психологического анализа: Принцип детерминизма. Принцип единства логического и исторического. Принцип системности. Принцип объективности. Принцип периодизации и преемственности. Принцип единства коллективного и индивидуального Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Экзамен 3 17 ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение



Исторический тест


1. В каком веке была сожжена последняя ведьма
- 17
- 18
2. С чьим связано именем, и в каком году был осуществлен освобождение душевнобольных и переход к общему режиму их содержания
- Месмер, 1776
- Пинель, 1793
3. Кто и в каком веке впервые употребил термин «магнетизм»
- Парацельс, 16 век
- Ван Гельмонт, 17 век
4. Чем, по заключению Французской академии, является магнетический флюид
- универсальной природной силой
- эффектом воображения
5. Кто является основоположником физиологического подхода в объяснении гипноза
- Месмер
- Маркиз де Пюсегюр
6. Каким термином аббат Фариа обозначил состояние, вызываемое фасцинацией
- гипнотический сон
- люцидный сон
7. Кто ввел в научный обиход понятие «гипноз»
- Льебо
- Брэд
8. Чья техника стала основанием для лечения словесным внушением в практике Бернгейма
- Льебо
- Шарко
9. Основателем какой школы гипноза является Шарко
- Сальпетриерской
- Нансийской
10. Школа гипноза Бернгейма считается
- физиологической
- психологической
11. Школа гипноза Бернгейма утверждает, что гипноз – это
- особое психическое состояние
- искусственный невроз
12. В.М. Бехтерев является последователем
- Бернгейма
- Шарко
13. Чья техника самовнушения легла в основу методов аутогенной тренировки, релаксации, biofeedback
- Куэ
- Маньяна
14. Кто является автором метода рациональной психотерапии
- Дежерин
- Дюбуа
15. Кто предлагает использовать метод рационального убеждения, основанного на безусловном эмоциональном доверии клиента к терапевту
- Дежерин
- Дюбуа
16. Аретерапия Яроцкого опирается на
- нравственные стороны человеческой жизни
- миросозерцание
17. Катарсис, по определению Брейера, это
- эмоциональное переживание психотравмирующего события
- феномен избавления от истерического симптома
18. Основной метод самоанализа по З. Фрейду (1900 г.)
- анализ сновидений
- свободные ассоциации
19. С какого года можно вести отсчет самостоятельного развития психоаналитической школы
- 1902 года
- 1905 года
20. В чем истоки, с точки зрения З. Фрейда, невротических расстройств
- в конкуренции сознательного и бессознательного
- в детских переживаниях пациентов
21. А. Адлер отошел от классического психоанализа З. Фрейда в
- 1911 году
- 1914 году
22. С точки зрения А. Адлера, наибольшее влияние на поведение человека оказывают
- бессознательные детские влечения
- цели и ожидания индивида
23. К.-Г. Юнг отошел от классического психоанализа З. Фрейда в
- 1911 году
- 1914 году
24. Аналитическая психология К.-Г. Юнга утверждает, что либидо – это
- сексуальная энергия
- жизненная энергия
25. Агрессия и секс, с точки зрения З. Фрейда, параллельно действующие побудительные силы личности
- верно
- неверно
26. Попытки объединения фрейдизма и марксизма (фрейдомарксизм) были осуществлены
- Асатиани, Розенталем
- А.Р. Лурия, Фридманом
27. Постановление ЦК КП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» вышло в
- 1930 году
- 1936 году
28. Нобелевская премия была вручена И.П. Павлову в
- 1904 году
- 1905 году
29. Физиологическим эквивалентом темперамента, с точки зрения И.П. Павлова, является
- тип нервной системы
- центральная нервная система
30. Павловская психотерапия определяется, как
- социорефлексотерапия
- патофизиологическая теория неврозов
31. Автором активирующей психотерапии является
- Консторум
- Буль
32. Основой патогенетической психотерапии является
- психология отношений В.Н. Мясищева
- объективная психология В.М. Бехтерева
33. Основное патогенное звено в развитии неврозов, с точки зрения В.Н. Мясищева, это
- противоречия между возможностями личности и требованиями среды
- рассогласованность между моторными рефлексами высшего и низшего уровней
34. Ленинградская (Петербургская) школа психотерапии называется
- личностно-центрированной
- личностно-ориентированной
35. С точки зрения В.М. Бехтерева, процессы мышления зависят от внутренних действий речевой мускулатуры
- верно
- неверно
36. Д. Уотсон утверждает, что эмоциональные расстройства связаны с
- сексуальными факторами
- воспитанием в детстве и отрочестве
37. Понятие «латентное научение» введено в психологию
- Э. Толменом
- К. Халлом
38. К. Халл ввел в психологию понятие
- операционизма
- первичного и вторичного подкрепления
39. Является ли речь, с точки зрения Б.Ф. Скиннера, вербальным поведением
- да
- нет
40. Автором концепции оперантного бихевиоризма является
- Б.Ф. Скиннер
- Шапиро
41. Социально-бихевиористский подход в психологии начал развивать
- А. Бандура
- Б.Ф. Скиннер
42. Социальное научение формируется, согласно концепции А. Бандуры, через
- наблюдение
- научение
43. Верно ли утверждение, что центром воздействия психотерапии, В концепциях А. Бека и А. Эллиса, должна являться когнитивная переменная
- верно
- неверно
44. Можно ли считать, что Мейхенбаум развивает в своей технике самоинструктирования идеи Л.С. Выготского о внутренней речи
- да
- нет
45. Существует ли связь между идеей М. Хайдеггера о «бытии-в-мире» и дазайнанализом (бытийным анализом) Л. Бинсвангера
- да
- нет
46. Крупнейшим представителем экзистенциализма в США считается
- Р. Мэй
- В. Франкл
47. Основоположниками гуманистической психотерапии считаются
- К. Ясперс и В. Франкл
- А.Г. Маслоу и К.Р. Роджерс
48. С точки зрения А.Г. Маслоу, патология – это
- разрушение внутреннего опыта личности
- неосуществленность человеческих возможностей
49. Верно ли утверждение, что основой клиент-центрированной терапии К.Р. Роджерса является позитивная вера во врожденную способность человека к развитию своих оптимальных способностей
- верно
- неверно
50. Можно ли считать биоэнергетический анализ А. Лоуэна одним из направлений гуманистической психотерапии
- да
- нет
51. Проблемная комиссия «Медицинская психология при АМН СССР была создана и возглавил ее
- в 1960 году, Б.Д. Карвасарский
- в 1962 году, В.Н. Мясищев
52. Московская школа психотерапии носит название
- эмоционально-стрессовой
- реконструктивной
53. Является ли защита, в рамках динамического направления психотерапии, когнитивным способом формирования стиля поведения
- да
- нет
54. Причины расстройств в психодинамической психотерапии видятся
- в неверном психосексуальном развитии
- в особенностях родительско-детских отношений
55. Терапевтические изменения в психодинамической терапии имеют целью
- разрешение конфликта между Ид и Эго
- осознание бессознательного
56. Верно ли утверждение, что концепция терапевтического союза между пациентом и аналитиком была сформулирована З. Фрейдом
- верно
- неверно
57. Автором интерперсональной психотерапии является
- Г.С. Салливан
- О. Ранк
58. Отличие характерологического анализа К. Хорни от характерологического анализа В. Райха заключается
- в акценте на биологический аспект развития индивида у К. Хорни
- в акценте на телесное освобождение от конфликтогенного напряжения у В. Райха
59. Центром классического психоанализа, по З. Фрейду, является
- выявление неосознаваемых мотивов поведения индивида
- осознание бессознательного
60. Понятие «перенос» З. Фрейд впервые употребил в связи с анализом
- истерии
- невроза
61. Верно ли утверждение, что с точки зрения З. Фрейда, каждый конфликт должен быть переведен в сферу переноса
- верно
- неверно
62. Интерпретировать, по З. Фрейду, это
- осуществлять психоаналитическое очищение
- осознавать неосознаваемое
63. Сопротивление, с точки зрения З. Фрейда, действует через
- Эго
- Супер-Эго
64. Верно ли утверждение (по З. Фрейду), что психический аппарат начинает свое существование как недифференцированное Ид
- верно
- неверно
65. Классический психоанализ утверждает, что
- развитие взрослого поведения есть совершенствование детского
- взрослое поведение есть искаженный вариант детского
66. Эдипова стадия развития сексуальности и Эго, по З. Фрейду, находится между
- 2 и 3 годами
- 3 и 5 годами
67. Генетические типы характера, по З. Фрейду, соотностся
- со стадиями развития сексуальности
- с психопатологическими состояниями
68. Нарциссический невроз, с токи зрения З. Фрейда, это
- неспособность к образованию переноса
- конфликт между Эго и Ид
69. З. Фрейд родился в
- 1854 году в Австрии
- 1856 году в Моравии
70. Верно ли, что К.-Г. Юнг утверждает, что сознание состоит только из чувственных данных
- верно
- неверно
71. Эктопсихические функции, по К.-Г. Юнгу, это
- система связей между содержанием сознания и процессами в бессознательном
- система ориентации
72. Согласно закономерности соподчиненности эктопсихических функций, по К.-Г. Юнгу, при доминировании ощущения соподчиненными является
- чувство
- интуиция
73. По К.-Г. Юнгу, сон есть
- «искажение, которое маскирует оригинал»
- «естественная реакция саморегуляции психической системы»
74. Процесс излечения (терапии), с точки зрения К.-Г. Юнга, есть
- процесс идентификации с Самостью
- процесс идентификации с Персоной
75. Экстравертированность, с точки зрения К.-Г. Юнга, обусловливает
- архаичность бессознательного
- инфантильность сознания
76. К.-Г. Юнг отошел от классического психоанализа З. Фрейда в
- 1911 году
- 1914 году
77. Жизненные цели, по А. Адлеру, формируясь в детстве, и
- осознаются сразу
- могут оставаться неосознанными
78. Стиль жизни, по А. Адлеру, это
- способ реализации человеком своих жизненных целей
- способ самоидентификации личности
79. Способом преодоления неполноценности, с точки зрения А. Адлера, является
- эффективна реализация жизненных целей человеком
- согласованность поведения людей
80. Является ли визуальный контакт в индивидуальной психотерапии А. Адлера обязательным условием эффективного лечения
- да
- нет
81. Дата рождения А. Адлера
- 1870 год
- 1871 год
82. Патологические расстройства, с точки зрения К. Хорни, возникают в связи с блокировкой социальными факторами позитивных сил развития и роста индивида
- верно
- неверно
83. Базисная тревога является, по К. Хорни
- генетически обусловленной
- социально приобретенной
84. Обособленность, по К. Хорни, это
- движение против людей
- движение от людей
85. Являются ли, с точки зрения К. Хорни, три типа коммуникации (движение к, от, против людей) взаимоисключающими
- да
- нет
86. Неврастеническое развитие личности, с точки зрения К. Хорни, есть разрыв между
- идеализированным и реальным Я человека
- Эго и Супер-Эго личности
87. Американский институт психоанализа был основан и возглавил его
- в 1940 году, Д. Уотсон
- 1941 году, К. Хорни
88. Концепция Э. Фромма называется
- гуманистический психоанализ
- характерологический анализ
89. По Э. Фромму, утверждение «жизнь определяется силами, находящимися вне человека», есть следствие доминирования
- мазохистских и садистических тенденций
- автоматического конформизма
90. Любовь, по Э. Фромму, это
- симбиотические отношения
- продуктивная ориентация
91. Человек в современном обществе, утверждает Э. Фромм, существует
- подлинно
- неподлинно
92. Э. Фромм скончался в
- 1980 году
- 1990 году
93. Потребность в безопасности, по Г.С. Салливану, направлена на
- ослабление силы физиологических потребностей
- снижение тревоги и неуверенности
94. Причина формирования искаженных форм поведения, с точки зрения Г.С. Салливана
- неполноценный опыт
- избирательное внимание
95. Паратаксический период развития, по Г.С. Салливану, это
- период «до целенаправленного» приобретения опыта
- период осознания связи между явлениями
96. Г.С. Салливан родился
- в 1892 году в США
- в 1898 году в Англии
97. Являются ли синонимами понятия «психоаналитическая психотерапия» и «эксплоративная психотерапия»
- да
- нет
98. В рамках психоаналитической психотерапии важно
- учитывать все аспекты личности в связи с ее проблемой
- не принимать во внимание все аспекты личности в связи с ее центральной проблемой
99. Является ли «биологически-органическое» «самой личностью» (в психологии отношений В.Н. Мясищева)
- да
- нет
100. Является ли отношение человека к самому себе важной частью общих отношений личности у В.Н. Мясищева
- да
- нет
101. Являются ли синонимами «реконструктивная» и «личностно-ориентированная» психотерапия
- да
- нет
102. По первому образованию И.П. Павлов был
- философом
- священником
103. Б.Ф. Скиннер скончался в
- 1980 году
- 1990 году
104. Первые опыты поведенческой терапии связаны с явлением
- классического и оперантного обусловливания
- модельного научения
105. Кто первым включил в процесс поведения (его регуляции) когнитивный аспект
- Б.Ф. Скиннер
- А. Бандура
106. Когнитивно-поведенческая психотерапия относится к
- краткосрочным методам психотерапии
- долгосрочным методам психотерапии
107. Автором когнитивной психотерапии является
- А. Бек
- А. Эллис
108. Автором рационально-эмотивной психотерапии является
- А. Бек
- А. Эллис
109. А Бек родился в:
- 1920 году
- 1921 году
110. Можно ли назвать Ф.С. Перлса одним из предтеч нейро-лингвистического программирования
- да
- нет
111. Кем является психотерапевт в роджерианской психотерапии
- катализатором изменений клиента
- ведущим изменения клиента
112. Терапевтический союз в экзистенциально-гуманистической психотерапии, это отношения
- учитель – студент
- человек - человек
113. В экзистенциальной психотерапии человек прозревает свою экзистенцию через
- жизнь
- смерть
114. Являются ли синонимами «логотерапия» и «третья венская школа психотерапии»
- да
- нет
115. Приоритетной ценностью в логотерапии В. Франкла является
- ценность переживания
- ценность творчества
116. Термин «самоактуализация» впервые использовал
- А.Г. Маслоу
- К. Гольдштейн
117. Согласно роджерианской психотерапии, контакт терапевта и клиента должен быть
- профессиональным, поверхностным
- личностным, глубоким
118. Был ли выдвинут К.Р. Роджерс на Нобелевскую премию
- да
- нет
119. Гештальт-терапия Ф.С. Перлса работает с
- прошлым опытом клиента
- получает терапевтическую информацию из непосредственного опыта клиента
120. Технические процедуры в гештальт-терапии называются
- играми
- акциями
121. Автором статьи «Экспериментальные исследования видимого движения» является:
- Макс Вертгеймер
- Курт Коффка
122. Ведущим процессом психического развития ребенка в гештальт-психологии считается:
- Восприятие
- Внимание
123. Может ли процесс созревания ускорить обучение, считают гештальт-психологи:
- Да
- Нет
124. Курт Коффка формулирует закон «трансдукции», который звучит:
- Дети воспринимают не сами цвета, а их отношения
- Дети воспринимают неокрашенную поверхность как фон
125. Вольфганг Келер говорит, что мгновенный процесс образования нового гештальта есть:
- Ага-переживание
- Инсайт
126. Верно ли, с точки зрения гештальт-теории, утверждение: целое нельзя описать перечислением его элементов:
- Да
- Нет
127. Курт Левин утверждает, что:
- Потребности являются основанием любой человеческой активности
- Воля является основанием любой человеческой активности
128. К. Левин утверждает, что стремление осуществить какую-либо цель, поставленную индивидом или исходящую от кого-либо извне, это:
- Квазипотребность
- Волевое устремление
129. Метод клинической беседы введен в психологию:
- Жаном Пиаже
- Зигмундом Фрейдом
130. Основой интеллектуального развития ребенка является, утверждает Ж. Пиаже:
- Образное мышление
- Логическое мышление
131. Верно ли утверждение, что Ж. Пиаже считает этапы развития интеллекта этапами психического развития ребенка:
- Да
- Нет
132. В основе поведенческой активности индивида, с точки зрения Зигмунда Фрейда:
- Иррациональное начало
- Рациональное начало
133. З. Фрейд определяет феномен трансфера, как:
- Перенесение различных чувств, испытываемых к родителям, на других людей
- Перенесение различных чувств, испытываемых к другим людям, на родителей
134. Является ли рационализация, с точки зрения З. Фрейда, защитным механизмом личности:
- Да
- Нет
135. Нарциссизм, как одна из стадий развития личности, характеризуется, по З. Фрейду:
- Поиском индивидом партнера для разрядки либидозной энергии
- Периодом половой идентификации личности
136. Верно ли утверждение, что З. Фрейд понимает психическое развитие как мотивационное, личностное:
- Да
- Нет
137. Движущие силы психического развития, по З. Фрейду:
- Врожденны и бессознательны
- Приобретены и бессознательны
138. Персона, с точки зрения Карла Густава Юнга, это:
- Представление о противоположном поле
- То, что индивид демонстрирует миру
139. Если у человека доминирует такой архетип индивидуального бессознательного, как Тень, то К.Г. Юнг считает данного индивида:
- Интровертом
- Экстравертом
140. Стимулирующим развитие личности А. Адлер называет:
- Фиктивный финализм
- Общественный интерес
141. С точки зрения Карен Хорни, психологическая тревога связана с:
- Развитием адекватного «образа Я»
- Бессознательным чувством беспокойства
142. Эрих Фромм утверждает, что потребность в укоренении – это:
- Стремление от общества
- Стремление к обществу
143. Одним из способов реализации внутренней природы индивида, по Э. Фромму, является индивидуализация, которая понимается как:
- Стремление быть
- Стремление иметь
144. Эрик Эриксон утверждает, что личностное развитие есть:
- Формирование идентичности
- Формирование самосознания

Методологическая часть

МЕТОДОЛОГИЯ 2012

1. Определите автора каждого из высказываний:
Карл-Густав Юнг, Поль Фресс, Лев Семенович Выготский
«Порой мне даже кажется, что психология еще не осознала объемности своих задач, а также сложной, запутанной природы своего предмета: собственно «души», психического, psyche. Мы еще только начинаем более или менее ясно осознавать тот факт, что нечто, понимаемое нами как психическое, является объектом научного исследования».
«Возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего. Ни в одной науке нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут».
«Какая дерзость - осмелиться говорить о психологии будущего, когда уже трудно знать психологию вчерашнего и сегодняшнего дня! И можно ли предвидеть, что станут делать психологи завтра?»

2. Сколько кризисов было в научной психологии
2
3
4

3. Соотнесите годы и источники, к которым относятся следующие рассуждения Л.С. Выготского
1) 1924 г.: предисловие к книге Лазурского
2) 1927 г.: «Исторический смысл психологического кризиса»
3) 1931: предисловие к книге А.Н. Леонтьева.
Оценивая позитивно естественнонаучный подход Лазурского, Выготский отвергает идею «души», выбрасывая этот фрагмент из нового издания книги. «С одной стороны, успехи физиологической мысли, проникшей методами точного естествознания в самые сложные и трудные области высшей нервной деятельности, с другой, всевозрастающая оппозиция внутри самой психологической науки по отношению к традиционным системам эмпирической психологии обусловили и определили собой этот кризис»
«Существуют две психологии - естественнонаучная, материалистическая, и спиритуалистическая: этот тезис вернее выражает смысл кризиса»
«Свое выражение этот кризис нашел в ложной идее двух психологий: естественнонаучная, каузальная, объяснительная психология и телеологическая, описательная, понимающая психология, как две самостоятельные и совершенно независимые друг от друга дисциплины»

4. Верно ли утверждение, что критерии достоверности научного знания являются общенаучным достоянием
Да
Нет

5. Являются ли синонимами понятия метатеория и методология
Да
Нет

6. Выберите правильный ответ
Предмет науки и предмет исследования не совпадают
Предмет науки и предмет исследования совпадают

7. А.В. Юревич указывает на некоторое количество симптомов кризиса психологии как науки в начале 20 века. Какие из нижеперечисленных высказываний можно отнести к симптомам кризиса. Выберите варианты
Отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;
Углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;
Конкуренция со стороны паранауки, возникновение пограничных между наукой и не-наукой систем знания.

8. Графически изобразите соотношение феноменов «методика», «метод», «методология»












9. Ниже приведены три определения, поставьте напротив каждого соответствующую букву
А) Индивид
Б) Индивидуальность
В) Личность
Единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных черт
Определяемое включенностью в общественные отношения системное качество человека, формирующееся в совместной деятельности и общении
Человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей

10. Впишите напротив приведенных ниже метатеорий их предмет изучения
Психоанализ
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Экзистенциальная психология

11. Перечислите по 3 основных отличительных признака житейской, мифологической, религиозной, научной и практической психологий
Житейская психология


Религиозная психология


Мифологическая психология


Научная психология


Практическая психология



12. Являются ли психические процессы изолированными друг от друга
Да
Нет

13. Дайте свое понимание объекта психологического исследования





14. Дайте свое определение предмета психологического исследования





15. Верно ли утверждение, что субъективные данные, полученные с помощью метода самонаблюдения, являются ложными
Да
Нет

16. Верно ли утверждение, что вариативность и изменчивость являются сущностными (имманентными) характеристиками психического
Да
Нет

17. Продольный срез – это:
Метод психологического исследования
Прием психологического исследования

18. Констатирующее исследование – это:
Исследовательский прием продольного среза
Исследовательский прием поперечного среза



19. Диагностическая избыточность – это:
Применение в психологическом исследовании большого количества тестов
Повтор и противоречие данных, полученных с помощью большого количества психологических тестов

20. Является ли верным утверждение о том, что метод моделирования в современной психологии является частным продолжением (развитием) герменевтического метода
Да
Нет
21. События и факты жизни человека являются отправными точками в интерпретации психического статуса личности. Это утверждение относится к:
Биографическому методу
Герменевтическому методу

22. С точки зрения А.Ф. Лазурского, функциональными характеристиками наблюдения являются:
Особенности опыта наблюдателя
Объем, точность, острота
23. Является ли метод наблюдения самостоятельным исследовательским методом в современной психологии
Да
Нет

24. Вильгельм Вундт в качестве уникального метода психологии, как самостоятельной науки, избирает
Самонаблюдение
Экспериментальную интроспекцию

25. Дайте определение понятию «симптом»





26. Объяснительная гипотеза – это:
Предположение о причинно-следственных связях и зависимостях
Предположение о существенных свойствах изучаемого предмета

27. Что такое нуль-гипотеза. Дайте самостоятельное определение








28. Ниже приведены два определения, поставьте напротив каждого соответствующую букву
А) индуктивная гипотеза
Б) дедуктивная гипотеза
Гипотеза, основанная на наблюдении за фактами
Гипотеза, основанная на существующей теории

29. Возможно ли в психологии абсолютное доказательство той или иной гипотезы
Да
Нет

30. Ниже приведены четыре определения, поставьте напротив каждого соответствующую букву
А) Системный детерминизм
Б) Статистический детерминизм
В) Целевой детерминизм
Г) Детерминизм типа обратной связи
Предваряющая результат цель позволяет определить процесс ее достижения
Зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого
Следствие воздействует на вызвавшую его причину
Зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого

31. Верно ли утверждение, что «системность - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, благодаря этому присущие целому новые свойства».
Да
Нет

32. Верно ли утверждение, что системность и гомеостаз (гомеостазис), это синонимы
Да
Нет

33. Ниже приведены три определения, поставьте напротив каждого соответствующую букву
А) Историогенез
Б) Филогенез
В) Онтогенез
Развитие человека как вида
Развитие человека как индивида
Развитие человека как личности

34. В современной психологии адекватным является употребление термина:
Нормальное развитие
Возрастная норма
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E150B85E-AF10-4BEC-9980-F86E522E86C8
Л1.2 Бряник Н. В., Томюк О. Н., Стародубцева Е. П., Ламберов Л. Д. ; Под общ. ред. Бряник Н.В., Томюк О.Н. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/084D2C90-AEB2-4673-A164-83B3AB154E25
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4233
Л2.2 АлтГУ, ФМКФиП История и философия науки [Электронный ресурс]: хрестоматия АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4233
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, ФМКФиП, Каф. социальной философии, онтологии и теории познания История и философия науки (социально-гуманитарные науки): учеб.-метод. комплекс Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/640
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Курс в moodl "Исторический анализ научно-психологических теорий" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6210 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6210
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала аспирантам рекомендуется:

1. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов.
2. При подготовке к семинарским занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме.
3. Активное участие в различных формах проведения занятий, а именно: в презентации докладов или психодиагностических методик, составление карт-схем психологических теорий и пр.
4. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий