МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения;
- подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС; возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; методы защиты населения при ЧС.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах; обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды; оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС; приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и среда обитания
1.1. Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятие "опасность", "безопасность" Сам. работа 1 10 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.5. Характерные системы "Человек - среда обитания" Сам. работа 1 10 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.6. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасности Сам. работа 1 10 ОК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.3. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.4. Чрезвычайные ситуации экологического характера Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.5. Чрезвычайные ситуации природного происхождения Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.6. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.7. Биологические безопасности и защита от них Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.8. Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.9. Организация АСДНР в случае возникновения ЧС Сам. работа 1 16 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.10. Антитеррористическая безопасность Сам. работа 1 16 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.11. Мероприятия по защите населения и территорий Сам. работа 1 16 ОК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства
3.1. Защита населения в ЧС. Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.2. Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.3. Первая доврачебная медицинская помощь Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.4. Опасные производственные факторы. Промышленная безопасность Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Физиология труда Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.6. Информационная безопасность, ее сущность и содержание Лекции 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.7. Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Практические 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.8. Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу Сам. работа 1 10 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.9. Акустические, электромагнитные и радиоактивные загрязнения, промышленные и бытовые твердые отходы Сам. работа 1 10 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.10. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, снижение плодородия почвы и продуктов питания Сам. работа 1 19 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.11. Экзамен 1 27 ОК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачёту по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» представлены в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не требуется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонды оценочных средств закреплены в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прикреплены в приложении.