МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Харнтуова Е.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является приобретение студентами целостного представления о теоретических и практических основах обеспечения таких условий жизни и деятельности человека, при которых с достаточно высокой вероятностью исключаются опасности, т.е. возможность опасных и вредных воздействий на людей, окружающую среду, а в случае возникновения таких воздействий пред усмотрение всего необходимого для успешной ликвидации их последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
ОПК-7 Способен обеспечивать безопасность обслуживания потребителей и соблюдение требований заинтересованных сторон на основании выполнения норм и правил охраны труда и техники безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности; действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности; систему управления безопасностью в техносфере; основные опасности среды обитания человека, их свойства и характеристики; основные меры по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека; выбирать методы защиты от опасностей в условиях чрезвычайных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; приемами оказания первой помощи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные законы Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации и защита населения от их последствий
2.1. Чрезвычайные ситуации природного происхождения Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Биологические опасности Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Чрезвычайные ситуации биологического характера Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Лекции 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Экологические чрезвычайные ситуации Лекции 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Чрезвычайные ситуации экологического характера Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Социально опасные явления Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 22 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Управление безопасностью жизнедеятельности
3.1. Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Защита населения в чрезвычайных ситуациях Лекции 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Общие понятия о терроризме, сущность и определение
4.1. Общие понятия о терроризме, сущность и определение Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Общие правила антитеррористической безопасности. Обеспечение безопасности Лекции 2 1 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Безопасность труда
5.1. Безопасность труда Лекции 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Безопасность труда Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Первая медицинская помощь
6.1. Первая доврачебная медицинская помощь Лекции 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Первая доврачебная медицинская помощь Практические 2 2 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 УК-8, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачёту по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» представлены в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств закреплен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Л1.2 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2FADFE17-E750-4E6F-8ACB-CC3863FAB4C4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Методические указания к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.