МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследования растительных полимеров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильИнновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химтех-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина Ирина Владимировна

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Маркин Вадим Иванович

Рабочая программа дисциплины
Методы исследования растительных полимеров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1494)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – знакомство современными подходами к изучению основных компонентов растительных биополимеров, входящих в состав древесины.
Основная задача предлагаемого спецкурса – формирование системного подхода к выбору методов исследования растительных биополимеров в составе древесины.
Задачами курса являются: дать основные характеристики современных методов, используемых для исследования растительных биополимеров; познакомиться с основными подходами к исследованию полимерных композиций без их разделения на отдельные компоненты

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки
ПК-3 способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы исследования растительного сырья и их теоретические основы, современные приборы и методики для реализации этих методов
основные подходы к обработке и анализу результатов исследования растительного сырья в соответствии с целями исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать методы исследования растительного сырья, обосновывать выбор современного оборудования для исследования растительного сырья в соответствии с целями исследования
проводить обработку и анализировать результаты экспериментов и экспериментов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками профессиональной эксплуатации современного оборудования
навыками планирования экспериментов по исследованию растительного сырья в соответствии с целями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные методы исследования древесины и ее производных
1.1. Основные методы исследования древесины и ее производных Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные методы исследования древесины и ее производных Практические 2 6 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Метод ИК-Фурье-спектроскопии для исследования древесины и ее производных
2.1. Метод ИК-Фурье-спектроскопии для исследования древесины и ее производных Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. ИК-Фурье-спектроскопия как способ оценки степени превращения функциональных групп растительных полимеров в реакциях химического модифицирования Практические 2 10 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Изучение продуктов химической переработки древесины методом термомеханической спектроскопии
3.1. Изучение продуктов химической переработки древесины методом термомеханической спектроскопии Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Изучение структуры растительных полимеров методом термомеханической спектроскопии Практические 2 10 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 2 20 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методы исследования молекулярно-массового распределения растительных полимеров
4.1. Методы исследования молекулярно-массового распределения растительных полимеров Практические 2 10 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 2 23 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост.: Н. Г. Базарнова и др. Методы исследования древесины и ее производных: Учеб. электрон. изд., Изд. 2-е, испр. и перераб. - Барнаул : [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM), elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фармацевтическая технология. Высокомолекулярные соединения в фармации и медицине [Электронный ресурс] : М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. , 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Максанова Л.А. Высокомолекулярные соединения и материалы на их основе, применяемые в пищевой промышленности: учебное пособие КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс
Э2 1. Электронная библиотека – E-library – [Электронный ресурс] URL www.elibrary.ru
Э3 2. Сайт научного журнала «Химия растительного сырья» – [Электронный ресурс] URL chem.wood.ru
Э4 3. База данных Scopus – [Электронный ресурс] URL www.scopus.com
Э5 Библиотека химической литературы http://www.kge.msu.ru
Э6 Журналы издательства SpringerLink http://www.springerlink.com
Э7 Журналы издательства Nature Publishing Group www.nature.com
Э8 Электронные справочники и энциклопедии издательства Springer www.springerlink.com
Э9 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э10
Э11
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt (бессрочно);
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
2. РГБ Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
3. БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru
4. Государственная публичная научно-техническая библиотека http://www.gpntb.ru
5. БАН Библиотека Академии наук http://ban.pu.ru
6. РНБ Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru
7. Научная электронная библиотека РФФИ http://www.elibrary.ru
8. Библиотека МГУ http://www.lib.msu.su

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемой дисциплины, формирование осведомленности о современном состоянии науки и заключается в подготовке к пратическим занятиям.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий.
К промежуточной аттестации (экзамену) допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На промежуточной аттестации надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их на конкретных примерах.В билет для промежуточной аттестации включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Промежуточная аттестация проводится в устной форме.