МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения;
- подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8: способностью применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС; возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; методы защиты населения при ЧС.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах; обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды; оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС; приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и среда обитания
1.1. Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятие "опасность", "безопасность" Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Характерные системы "Человек - среда обитания" Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасности Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Чрезвычайные ситуации экологического характера Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.5. Чрезвычайные ситуации природного происхождения Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.6. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.7. Биологические безопасности и защита от них Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.8. Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.9. Организация АСДНР в случае возникновения ЧС Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.10. Антитеррористическая безопасность Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.11. Мероприятия по защите населения и территорий Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства
3.1. Защита населения в ЧС. Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Первая доврачебная медицинская помощь Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.4. Опасные производственные факторы. Промышленная безопасность Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Физиология труда Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.6. Информационная безопасность, ее сущность и содержание Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.7. Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Практические 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.8. Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.9. Акустические, электромагнитные и радиоактивные загрязнения, промышленные и бытовые твердые отходы Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.10. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, снижение плодородия почвы и продуктов питания Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачёту по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» представлены в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не требуется
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств закреплены в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования М: Юрайт, 2020 urait.ru/bcode/453161
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 11-е изд. - Ростов-н/Д : Феникс, 2014. - 448 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-222-22237-9 [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Э2 Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2550
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прикреплены в приложении.