МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии маркетинга в рекламе и связях с общественностью
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 14 14 22 22
Практические 12 12 24 24 36 36
Сам. работа 16 16 70 70 86 86
Итого 36 36 108 108 144 144

Программу составил(и):
д.социол.н., профессор, Ковалева А.В.;преподаватель, Логиновская А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н.,, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Технологии маркетинга в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является предоставление студентам знаний по основам теории, методологии и практики маркетинговой деятельности на предприятиях; обучение студентов управлению маркетинговой деятельностью в организациях различных отраслей и сфер деятельности; содействие формированию у студентов маркетингового образа мышления в исполнении ими профессиональных обязанностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах
ПК-9: способностью проводить маркетинговые исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание основных теорий маркетинга, их места и роли в современных экономических и социальных процессах в России;
сущность, назначение и место маркетинга в функциональной структуре управления организациями, выгоды от его профессионального применения;
принципы, методы и приемы разработки маркетинговой стратегии компании; методы сбора данных, их анализа, синтеза и выработки конкретных рекомендаций;
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать структуру маркетинговых служб предприятия, организовывать и планировать ее деятельность, разрабатывать проекты маркетинговых исследований;
под контролем формировать товарную стратегию и политику фирмы, продвигать на рынок продукцию;
под контролем совершенствовать сбытовую деятельность; применять законодательные акты в маркетинговой деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.маркетинговой организационной культурой, способен к продуктивному общению с партнерами, заключению выгодных сделок;
приемами и методами реализации маркетинговых мероприятий, осуществления выбор наиболее эффективных и результативных направлений развития предприятия;
навыками принимать участие в управлении маркетинговыми службами предприятий, осуществлять планирование и оперативный контроль над выполнением планов маркетинга;
проводить мероприятия по сбору данных о рынках, формированию имиджа компании, повышению эффективности ее деятельности на рынке.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в теорию маркетинга
1.1. Маркетинг как современная система управления. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.2. Маркетинг как современная система управления. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.3. Маркетинг как современная система управления Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.4. Эволюция и концепции маркетинга. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.5. Эволюция и концепции маркетинга Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.6. Эволюция и концепции маркетинга Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 2. Система маркетинговых исследований.
2.1. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.2. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.3. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.4. Сегментирование рынка и позиционирование товара. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.5. Сегментирование рынка и позиционирование товара. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.6. Сегментирование рынка и позиционирование товара. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.7. Анализ деятельности конкурентов. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.8. Анализ деятельности конкурентов. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.9. Анализ деятельности конкурентов. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 3. Организация, стратегии и технологии маркетинга в организации.
3.1. Основы стратегического маркетинга в организации. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.2. Основы стратегического маркетинга в организации. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.3. Основы стратегического маркетинга в организации. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.4. Управление товаром в системе маркетинговой деятельности предприятия. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.5. Управление товаром в системе маркетинговой деятельности предприятия. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.6. Управление товаром в системе маркетинговой деятельности предприятия. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.7. Ценовая политика фирмы и ценообразование товара. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.8. Ценовая политика фирмы и ценообразование товара. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.9. Ценовая политика фирмы и ценообразование товара. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.10. Сбыт товаров в системе маркетинговой деятельности предприятия. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.11. Сбыт товаров в системе маркетинговой деятельности предприятия. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.12. Сбыт товаров в системе маркетинговой деятельности предприятия. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.13. Программа маркетинговой деятельности предприятия и система маркетингового контроля. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.14. Программа маркетинговой деятельности предприятия и система маркетингового контроля. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.15. Программа маркетинговой деятельности предприятия и система маркетингового контроля. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.16. Маркетинговые коммуникации. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.17. Маркетинговые коммуникации. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.18. Маркетинговые коммуникации. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. в Приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств
См. в Приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Годин А.М. Маркетинг: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453262
Л1.2 Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева Маркетинг : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450722
Л1.3 Ю.В. Морозов. Основы маркетинга : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453283
Л1.4 С.А. Ким. Маркетинг : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454084
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э.В. Минько, Н.В. Карпова Маркетинг: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114714
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Гильдии маркетологов www.marketologi.ru
Э2 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э3 портал РБК http://marketing.rbc.ru
Э4 сайт Высокий брендинг http://newbranding.ru/
Э5 журнал 4P маркетинг www.4p.ru
Э6 журнал Маркетинг PRO www.marketingpro.ru
Э7 административно-управленческий портал по маркетингу и бизнесу www.aup.ru
Э8 официальный сайт Российской ассоциации маркетинга www.ram.ru
Э9 Курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4069
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.