МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рынок рекламы и связей с общественностью в России и за рубежом
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко ИА

Рабочая программа дисциплины
Рынок рекламы и связей с общественностью в России и за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол. наук, профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол. наук, профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основными целями освоения дисциплины являются:
Сформировать базовое понимание о рынке рекламы и связях с общественностью, о деятельности коммуникационных агентства как участниках рынка. Показать особенности функционирования рынка рекламы и СО с учетом специфики ценообразования, потребления, организации труда и других факторов.
Курс предполагает ознакомление студентов с такими понятиями, как рынок коммуникационных услуг (его компоненты, механизмы, основные участники), бизнес-модели коммуникационых агентств (типология, компоненты, особенности моделирования).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: владением знаниями и навыками работы в отделах рекламы и отделах связей с общественностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.рыночные понятия в сфере рекламы и СО, понимать особенности и характеристики рынка рекламы и СО, основные бизнес-модели и внерыночные модели финансирования рекламы и СО.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать процессы рынка рекламы и СО (по отраслям),
использовать аналитическую информацию (отчеты, аналитические обзоры, кейсы, статистические данные) в работе отдела рекламы и связей с общественностью,
определять особенности отдельных рекламных продуктов, делать выводы; использовать полученные знания для анализа коммуникационных компаний и рынков рекламы и СО.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки анализа рынка рекламы и СО, тенденций его развития, навыки анализа рыночной деятельности коммуникационных агентств разного типа; работы с годовыми отчетами коммуникационных компаний, использовать выводы в профессиональной деятельности - в работе отделов рекламы и связей с общественностью.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия экономики в сфере рекламы и СО
1.1. Основные понятия зкономики в сфере рекламы и СО. Реклама как товар и как индустрия. Реклама и СО как отрасль экономики. Положительные и отрицательные стороны представления рекламы и СО как индустрии. Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Что изучает экономика рекламы и СО? Рынок рекламы и СО во второй половине ХХ в. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Что такое рекламный продукт? Что такое PR-продукт? Что такое коммуникационный продукт и услуга? Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Что такое индустрия рекламы и СО? Факторы развития индустрии коммуникационных услуг. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Ценообразование рекламных и СО-продуктов Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Подготовка к прктическим занятиям Сам. работа 1 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Рынок рекламы и СО: общие понятия. Структура отрасли коммуникационных услуг. Основные акторы рынка. Определение рынка. Элементы рынка. Коммодификация аудитории. Виды клиентских рынков в рекламе и СО. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Структура отрасли коммуникационных услуг. Структура рынка рекламы и СО. Границы рынков. Федеральные, региональные и локальные рынки коммуникационных услуг. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Компоненты рынка рекламы и СО: коммуникационные и брендинговые, дизайнерские агентства в России и за рубежом. Политконсалтинговые агентства в России и за рубежом. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Компоненты рынка рекламы и СО: рекламные агентства,медиабайинговые и медиаселлинговые агентства в России и за рубежом. Компоненты рынка рекламы и СО: Интернет-агентства, SMM-агентства в России и за рубежом. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Компоненты рынка рекламы и СО: агентства исследований в рекламе и PR, рейтинговые агентства, агентства маркетинговых исследований. Агентства полного цикла коммуникационных услуг. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 50 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Бизнес-модели рекламы и СО. Различные подходы и концепции к бизнес-моделям рекламы и СО. Ключевые элементы бизнес-модели. Компоненты бизнес-модели. Бизнес-модель vs стратегия. Стандартная схема бизнес-модели КА. Коммерческая модель коммуникационного агентства. Основные источники финансирования КА. Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Что такое бизнес-модель в рекламе и СО? Ключевые компооненты бизнес-модели. Стандартная схема бизнес-модели КА. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Коммерческая модель КА. Основные источники финансирования КА. Тенденции изменения коммеческой модели КА. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Особенности ценообразования рекламных и СО-продуктов и услуг. Основные доходы и расходы КА. Постоянные и переменные издержки различных типов КА. Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Ведущие российские и мировые коммуникационные агентства. Экономическая карта коммуникационных агентств в России. экономическая история создания коммуниационных агентств в России и за рубежом в 19 в. Критика процессов концентрации и глобализации в подходах политической экономии массовых коммуникаций. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Регулирование рынка рекламы и СО. Участие государства. Участие государства в функционировании рынка рекламы и СО: поддержка, вмешательство, контроль и другие причины. Основные формы взаимодействия государства и рекламного рынка. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.19. Труд и управление в коммуникационной индустрии. Понятие труда (labour) в концепциях экономики. Креативный труд, его особенности. Оценка трудовых затрат в коммуникационных индустрии. Вовлечение пользователей в рекламные и СО-коммуникации. Коммуникационный менеджмент: основные понятия, особенности и вызовы. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Щепилова, Галина Германовна Основы рекламы : учеб. для бакалавров М. : Юрайт, , 2012
Л1.2 Васильев, Геннадий Анатольевич Рекламный маркетинг : учеб. пособие М. : Вузовский учебник, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаенко, Е.В. Экономические и организационные основы рекламной деятельности: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118545
Л2.2 Ю.В. Морозова, В.Т. Гришина Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=418086
Л2.3 Поляков, В.А. Основы рекламы : учебное пособие М. : Юнити-Дана, , 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114432
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru
Э2 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э4 Курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7343
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.