МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Поведение потребителей
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.социол.наук, профессор, Ковалева А.В.;преподаватель, Логиновская А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.наук, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Поведение потребителей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.наук, профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.наук, профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение теоретико-методологических оснований поведения потребителей, методов управления поведением потребителей на рынке товаров / услуг в условиях современного социума. В результате обучения студенты должны приобрести знания и практический опыт работы с различными группами потребителей, воздействия на них с помощью средств маркетинговых коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: умением планировать и организовывать под контролем коммуникационные кампании и мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Содержание базовых теорий поведения потребителей; основные модели описания и объяснения того, какие факторы (культурные, социальные, индивидуальные, и каким образом, влияют на потребительское поведение в ситуациях современного рынка; особенности применения различных методов изучения потребителей для решения конкретной задачи в рамках планирования и организации коммуникационной кампании;
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в современных тенденциях потребительского поведения; выбирать адекватные модели и методы эмпирического исследования потребителей, основываясь на специфике решаемой коммуникационной задачи; диагностировать факторы влияния на поведение потребителей и разрабатывать маркетинговые стимулы для коммуникационной кампании или мероприятия;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения экономического, социологического, психологического и маркетингового подходов к анализу потребительского поведения; навыками диагностирования факторов влияния на поведение потребителей и их учета при планировании и организации коммуникационных кампаний и мероприятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования поведения потребителей.
1.1. Поведение потребителей как научная дисциплина. Потребность как основа поведения покупателя Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Поведение потребителей как научная дисциплина. Потребность как основа поведения покупателя Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Поведение потребителей как научная дисциплина. Потребность как основа поведения покупателя Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Поведение потребителей: процесс принятия решения Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Поведение потребителей: процесс принятия решения Практические 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Поведение потребителей: процесс принятия решения Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Факторы влияния на поведение потребителей и их учет в планировании и организации коммуникационных кампаний.
2.1. Сегментация и выбор целевого рынка на основе экономических, демографических и социальных факторов потребительского поведения Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Сегментация и выбор целевого рынка на основе экономических, демографических и социальных факторов потребительского поведения Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Сегментация и выбор целевого рынка на основе экономических, демографических и социальных факторов потребительского поведения Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Сегментация и выбор целевого рынка на основе психологических факторов поведения потребителей. Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Сегментация и выбор целевого рынка на основе психологических факторов поведения потребителей. Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Сегментация и выбор целевого рынка на основе психологических факторов поведения потребителей. Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.7. Влияние маркетинговых коммуникаций на поведение потребителей Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.8. Влияние маркетинговых коммуникаций на поведение потребителей Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.9. Влияние маркетинговых коммуникаций на поведение потребителей Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Г.А. Васильева, Н.И. Лыгиной Поведениепотребителей: 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117714
Л1.2 И.А. Дубровин Поведение потребителей : учебное пособие / И.А. Дубровин. - 4-е изд. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450723
Л1.3 О.М. Меликян Поведение потребителей : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453281
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Н. Макарова Поведение потребителей : практикум М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364863
Л2.2 Р.А. Проскурин. Проблемы учета потребительского поведения при построении рекламных акций: М. : Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141535
Л2.3 И.М. Синяева, В.М. Маслова, О.Н. Романенкова, В.В. Синяев Маркетинг PR и рекламы : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114709
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Гильдии маркетологов www.marketologi.ru
Э2 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э3 портал РБК http://marketing.rbc.ru
Э4 журнал 4P маркетинг www.4p.ru
Э5 курс Поведение потребителей https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4534
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.