МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Символ в культуре
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)», Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Символ в культуре

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. формирование представления о социальном поведении людей как процедуре исполнения определенных культурных установок, порождение которых связано с символической составляющей культуры,
2. приобретение знаний о символическом производством и практике социального взаимодействия как среде порождения основной массы символов, обеспечивающих регуляцию социальной жизни людей, обучающих их «правильному» социальному поведению и стимулирующих его,
3. овладение правилами и приемами конструктивной коммуникации, напрямую связанной с с оперированием символами, равно понятными всем участникам диалога,
4. ознакомление с символикой социальной престижности, являющейся одной из наиболее значимых символических подсистем социальной жизни общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-14: способностью реализовывать знания в области рекламы как сферы профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Занет законы символического производства в области рекламы, приемы обучения через культурную символику нормированному социальному поведению и формы постоянного его психологического стимулирования; правила использования символьных систем в культурных и социальных системах в области рекламы как сферы профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчинять личные интересы общей цели, формулировать результат; публично, представить собственные и известные научные результаты; коллективно создавать символическое оформление пространства, использовать образные символы религии и искусства (в любых формах, от вербальной до архитектурной;использовать рекламные технологии для создания текстов любого типа, используя символьные и символические системы для организации пространства коммуникаций в области рекламы как сферы профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки к самоорганизации и к самообразованию в символическом аспекте рекламы; навыками самостоятельной исследовательской работы в области символического поведения, способностью формулировать результат;навыками создания рекламного текста с использованием символов, символьных и символических система

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Символизм как способ миропонимания
1.1. Понятие символа в философии и культуре Лекции 2 4 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Символ, симулякр и виртуальная реальность как категории философии культуры Лекции 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Концепция символа в философии культуры Практические 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Концепция символа в философии культуры Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Виртуальная реальность. Символ и симулякр как структурные и строевые элементы виртуальной реальности Практические 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Виртуальная реальность. Символ и симулякр как структурные и строевые элементы виртуальной реальности Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Символические концепции культуры Практические 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Символические концепции культуры Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Проектная деятельность в XX-XXI веках
2.1. Символ в системе управления обществом Лекции 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Рекламный символ как элемент культуры Лекции 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Исторические задачи символизма. Идея символа в славянской и русской культуре Практические 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Исторические задачи символизма. Идея символа в славянской и русской культуре Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Рекламный символ как детерминанта изменений в культурном пространстве Практические 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Рекламный символ как детерминанта изменений в культурном пространстве Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Роль символа в информационную эпоху
3.1. Символы в процессе трансформации смыслов в пространстве информационных потоков Лекции 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Информационная эпоха и интеллектуальные символы Практические 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Маркирование символов в информационном обществе в процессе трансформации смыслов Практические 2 2 ОК-7, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Г. Пендикова, Л.С. Ракитина ; под ред. Л.М. Дмитриевой Архетип и символ в рекламе: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114725
Л1.2 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, С.Д. Бородина и др. ; под ред. Н.О. Воскресенской История мировой культуры : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115386
Л1.3 А.П. Садохин, И.И. Толстикова Культурология: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Н. Козулин Актуальные проблемы всеобщей истории: образ скифов в античной культуре : учеб. пособие АлтГУ, Ист. фак.. - Барнаул : АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1898
Л2.2 Соловьева Н. И., Носкова М. И Культурология: Учеб.-метод. электрон. изд ; АлтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин., 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/191
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э5 Рекламное агентство “Восход” http://www.ravoshod.ru/
Э6 Курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4420
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.